Среднее специальное образование медицинского профиля

преподаватель ЛАГОДИЧ Леонтий Григорьевич, врач-хирург

Специальность 2-79 01 01 "Лечебное дело", профиль "Хирургия с основами травматологии"

Теоретические занятия (курс лекций), планы практических занятий

ЗАКРЫТЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 21

Дата  согласно календарно-тематическому плану
Группы: Лечебное дело

Количество часов:   2

Тема учебного занятия:     Закрытые механические повреждения мягких тканей

Тип учебного занятия:  урок изучения нового учебного материала
Вид учебного занятия:  лекция
Цели обучения, развития и воспитания:    Сформировать знания об основных клинических признаках ушибов, повреждений связок и сухожилий конечностей, правилах оказания ПМП, принципах лечения. Сформировать знания о причинах развития и клинических признаках синдрома длительного сдавления, правилах оказания ПМП, транспортировки пострадавших.          .
Формирование:  знаний по вопросам:
1. Классификация травм. Ушибы, повреждения связок и сухожилий и мышц конечностей. Клиника, ПМП, лечение. 
2. Осложнения травм, их профилактика.
Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)
Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).
ПРОГРАМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны знать:    причины, основные клинические признаки повреждений связок, сухожилий и мышц конечностей, правила оказания ПМП, принципы диагностики и лечения; причины развития и клинические признаки синдрома длительного сдавления, правила оказания ПМП, транспортировки пострадавших.
Материально-технического обеспечение учебного занятия:           презентация, ситуационные задачи, тесты 

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, внешний вид, средства защиты, одежда, ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.
2. Ознакомление с темой, вопросами (см.ниже текст лекции), постановка учебных целей и задач - 5 минут:
4. Изложение нового материала (беседа) - 50 минут
5. Закрепление материала -  8 минут:  
6. Рефлексия: контрольные вопросы по изложенному материалу, трудности в его понимании - 10 минут.  
2. Опрос учащихся по предыдущей теме - 10 минут    
7. Задание на дом - 2 минуты.                 Итого: 90 минут.

Задание на дом: [1] стр. 103-114, [2] стр. 250-274 

Литература:

1. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш.шк., 2008 г.

2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 

3. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт- Петербург: Паритет, 2002 г.
4. Л.И.Колб, С.И.Леонович, Е.Л.Колб  Сестринское дело в хирургии, Минск, Выш.школа, 2007
5. Приказ МЗ РБ № 109 "Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения.
6. Приказ МЗ РБ № 165 "О проведении дезинфекции, стерилизации учреждениями здравоохранения


Преподаватель:  Л.Г.Лагодич 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

Тема: Закрытые механические повреждения мягких тканей 

1. Классификация травм. Ушибы, повреждения связок и сухожилий и мышц конечностей. Клиника, ПМП, лечение. 
2. Осложнения травм, их профилактика.

1. Классификация травм. 
ТРАВМА - внезапное воздействие внешней среды на ткани, органы или организм в целом. Травмы в итоге приводят к анатомо-физиологическим изменениям, сопровождающимся местной и общей реакцией организма. 
ТРАВМАТИЗМ — совокупность травм, повторяющихся при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени.
Классификация травм по результату действия повреждающего фактора
Изолированная травма - повреждение одного органа или травма в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата (например, разрыв печени, перелом бедра, перелом плеча).
Множественная травма - ряд однотипных повреждений конечностей, туловища, головы (одновременные переломы двух и более сегментов или отделов опорно-двигательного аппарата, множественные раны). Из всего многообразия сочетанных и множественных повреждений выделяется главенствующая — «доминирующая травма», что очень важно для определения врачебной тактики в остром периоде.
Сочетанная травма - повреждения опорно-двигательного аппарата и одного или нескольких внутренних органов, включая головной мозг (перелом костей таза и разрыв печени, перелом бедра и ушиб головного мозга).
Комбинированная травма - повреждения, возникающие от воздействия механических и одного и более не механических факторов — термических, химических, радиационных (перелом костей в сочетании с ожогами; раны, ожоги и радиоактивные поражения). Согласно представленной терминологии перелом кости с одновременным повреждением сосудов или нервов в пределах данного сегмента следует считать изолированной травмой (например, перелом плеча, осложненный ловреждением плечевой артерии). Переломы нескольких костей стопы и кисти, переломы одной кости на нескольких уровнях следует рассматривать не как множественные травмы, а как разные виды изолированного повреждения.
Ушибы, повреждения связок и сухожилий и мышц конечностей. Клиника, ПМП, лечение. 
К закрытым повреждениям относят ушибы мягких тканей, растяжения, разрывы, вывихи и переломы, сдавления. Закрытые повреждения могут наблюдаться не только в поверхностных тканях, но и в органах, расположенных в брюшной и грудной полостях, а также в полости черепа и сустава.
Ушиб. Ушибом называется механическое повреждение мягких тканей или органов, не сопровождающееся нарушением целости кожных покровов.
Ушиб возникает при ударе тупым предметом по какому-нибудь участку тела (чаще всего конечность, голова) или, наоборот, при падении на твердый предмет. Степень повреждения при ушибе определяется величиной и тяжестью травмирующего предмета, его консистенцией, силой, с которой наносится повреждение, видом тканей, подвергшихся ушибу, и их состоянием.
Ушибу могут сопутствовать другие более тяжелые повреждения (перелом, вывих, повреждение внутренних органов и т. д.) Патологоанатомические изменения при ушибе во многом определяются местом повреждения, общим состоянием больного, его возрастом и рядом других обстоятельств.
Для ушиба характерны такие симптомы, как боль, припухлость тканей, кровоподтек, нарушение функций (все симптомы воспаления).
Боль зависит от силы удара и места повреждения. Очень сильные боли наблюдаются при ушибах надкостницы, крупных нервных стволов и сплетений, рефлексогенных зон.
Припухлость тканей обусловливается пропитыванием их жидкой частью крови (асептическое воспаление), лимфой, что формирует отек тканей.
Кровоподтеки возникают при множественных разрывах мелких сосудов. Излившаяся кровь приводит к диффузному пропитыванию тканей, особенно рыхлой подкожной жировой клетчатки, что проявляется в виде синего пятна (синяк на коже). Иногда кровь расслаивает ткани, образуя гематомы. По мере рассасывания кровоподтека вследствие разрушения гемоглобина цвет его последовательно меняется на багровый, зеленый, а затем желтый.
В результате припухлости, кровоизлияний и боли происходит нарушение функции тканей и органов.
Основной жалобой при ушибах является боль, поэтому при оказании первой доврачебной медицинской помощи проводятся мероприятия, направленные на уменьшение боли. Поскольку боль зависит от степени кровоизлияния и связанным с этим давлением на нервные окончания, необходимы меры, способствующие уменьшению кровотечения. С этой целью применяют холод на место ушиба в виде пузыря с холодной водой или льдом. Для уменьшения кровоподтека можно наложить давящую повязку, такая повязка показана при ушибах области суставов. Боли, как правило, усиливаются при движении, поэтому необходима иммобилизация, т. е. создание покоя, особенно при травмах верхних и нижних конечностей. Для быстрого рассасывания крови на 4—5-е сутки после травмы рекомендуется применение тепловых процедур, грелка, согревающие компрессы, физиотерапевтические методы: УВЧ, затем диатермия.
Растяжение. Под растяжением следует понимать чрезмерное перенапряжение тканей под влиянием внешней силы, действующей в виде тяги.
В результате внешнего воздействия суставные поверхности временно расходятся за пределы физиологической нормы, при этом суставная сумка и укрепляющие ее связки и мышцы не повреждаются. Часто наблюдается растяжение связок голеностопного сустава, например, при подвертывании стопы во время падения, особенно в зимнее время. Растяжение и частичный надрыв связок и кровеносных сосудов сопровождаются припухлостью в области сустава, возникающей в результате кровоизлияния и асептического воспаления. Кровоизлияние в первые дни может быть малозаметным и проявляется в более поздние сроки в виде темно-багровых пятен. Движения в суставе возможны, но болезненны и значительно ограничены. Нагрузка по оси конечности безболезненна.
При растяжении, так же как и при ушибе, для уменьшения кровоизлияния в первые часы применяют пузырь со льдом, холодные компрессы, с 3-го дня — тепловые процедуры. Одновременно необходимо создание покоя, приподнятое положение конечности, наложение мягких давящих повязок. После проведения всех этих процедур все явления проходят примерно через 10 дней.
Повреждение связок - нарушение в той или иной степени целости связочного аппарата сустава. Различают растяжение и разрыв связок. Но такое деление чисто условное. В каждом растяжении есть элементы разрыва, а в каждом разрыве есть участки растяжения. По преобладанию тех или иных элементов и делаются выводы о диагнозе. Клиника: резкая боль в суставе (dolor + calor, rubor), ограничение движений (functio lesae), припухлось в области травмированных связок (tumor). Кровоподтек не выражен при растяжении и выражен, вплоть до гематомы,  при разрыве, может появиться только на следующие сутки и постепенно распространиться. Это сильно пугает пациента, который воспринимает это как дальнейшее развитие патологического процесса. Механизм повреждения простой - движение в суставе, первышающее его физиологические возможности.
Для каждой степени и вида повреждения характерна определенная клиническая картина. Наиболее часто встречаются повреждения связок голеностопного, коленного, лучезапястного суставов и межфаланговых суставов пальцев. Видеоролик
Повреждение связок голеностопного сустава: Наиболее типичный механизм повреждения: подворачивание стопы, как правило, внутрь при осевой нагрузке на нее весом тела. Различают растяжение и разрыв связок. Но такое деление чисто условное. В каждом растяжении есть элементы разрыва, а в каждом разрыве есть участки растяжения. По преобладанию тех или иных элементов и делаются выводы о диагнозе. Клинические признаки разрыва – н или иной степени выраженности. Признаки: резкая боль в голеностопе, ограничение движений, припухлось в области лодыжек, чаще – наружной. Кровоподтек не выражен, может появиться только на следующие сутки и постепенно распространиться до пальцев стопы. Кровопдтек более выражен, появляется сразу после травмы при разрыве дельтовидной связки голеностопа. Могут сопутствовать переломы одной или 2-х лодыжек, заднего края большеберцовой кости (3-хлодыжечный перелом – самая тяжелая травма голеностопа). Всему этому может сопутствовать разрыв межберцового синдесмоза с наружным подвывихом стопы. 

Первая помощь: создание физического покоя суставу, тугая повязка, холод в первые сутки, на 20 мин, каждые 2 часа (для уменьшения отека и кровоподтека). На 3-4 сутки – возможны тепловые процедуры.  Обязательно рентгенологическое исследование для уточнения диагноза.  В качестве иммобилизирующей повязки рекомендуется 8-образная бинтовая повязка: 1-й виток бинта на область лодыжек, 2-й – на стопе, 
перекрест – на передней поверхности голеностопного сустава и т.д., в положении сгибания стопы под углом в 90º, не очень туго, т.к. при наступании на стопу тугости будет достаточно. Такая повязка укрепит сустав, придаст уверенности пациенту и предохранит от повторных аналогичных травм, которые часто случаются при таких травмах. Удобен в процессе лечения специальный эластический бандаж на голеностоп, продается по размерам, в зависимости от длины окружности голени над щиколотками.
            Для снятия отека рекомендуются теплые ванны для стопы с морской солью (10%-ный раствор, возможно повторное использование) на ночь + мазь, крем, гель в составе которого нестероидные противовоспалительные средства (бутадион, индометацин, диклофенак и др.). 
Ориентировочный срок лечения и реабилитации при таких повреждениях составляет от 2-х до 4-х месяцев, в зависимости от тяжести повреждений, возможно, оперативное лечение, а при сопутствующих переломах лодыжек не исключен и выход на инвалидность.

Разрыв. Разрывом называется повреждение мягких тканей от воздействия быстродействующей силы в виде тяги, превышающей анатомическую сопротивляемость тканей. Наблюдаются разрывы связок, мышц, фасций, сухожилий и даже сосудов и нервных стволов.
Чаще всего встречаются разрывы связочного аппарата голеностопного, коленного, лучезапястного суставов.
Нередко одновременно с разрывом связочного аппарата возможно повреждение капсулы сустава и ее синовиальной оболочки. Разрывы связок могут наблюдаться как в местах их прикрепления, так и на протяжении. Если разрыв связочного аппарата сопровождается повреждением суставной капсулы, то, как правило, кровь попадает в полость сустава и образуется гемартроз. Особенно это характерно для коленного сустава с повреждением внутрисуставных связок (боковых и крестообразных) и менисков. На первый план при этом выступают резкая боль, свободное сгибание или разгибание в суставе становится невозможным. За счет кровоизлияния в сустав и окружающие мягкие ткани контуры сустава сглаживаются, поврежденный сустав увеличивается в объеме. При ущемлении разорванного мениска между сочленяющимися суставными поверхностями наступает блокада сустава, которая может быть устранена в специализированном лечебном учреждении.
Для гемартроза в коленном суставе характерно выбухание заворотов сустава и так называемый симптом баллотирования надколенника.
При разрыве только акромиально-ключичной связки может произойти неполный вывих акромиального конца ключицы, а при разрыве акромиально-ключичной и клювовидно-ключичной связок наступает полный вывих акромиального конца ключицы с характерным симптомом «клавиша».
Особая статья - повреждение связок коленного сустава

(фото связочного аппарата коленного сустава)



Повреждение менисков коленного сустава является частым видом травм, причем внутренний мениск страдает в 8-10 раз чаще, чем наружный.
Наиболее частым и типичным механизмом повреждения внутреннего мениска является - внутренняя ротация бедра и 
- отклонение голени кнаружи при фиксированной стопе,
- резкое приседание, 
- форсированное разгибание,
- прыжки на вытянутых ногах. 
Разорванная часть мениска может ущемляться между суставными поверхностями бедренной и большеберцовой костей, вызывая ограничение в суставе с болевым синдромом (блокада сустава). 
Установить повреждение менисков непосредственно после травмы не удается, т.к. возникает неспецифическая реакция сустава
- припухлость, 
- боль, 
- нарушение функции, 
- разлитая болезненность при пальпации. 
Однако наличие «блокады сустава» позволяет сразу распознать характер повреждения.
Первая помощь:
- вводят анальгетики
- проводят транспортную иммобилизацию. 
- госпитализируют в травматологическое отделение

Другой вид закрытых повреждений — это разрывы мышц . Основными признаками разрыва мышцы являются внезапная боль в месте разрыва, появление видимого на глаз западения, ниже которого определяется выпячивание, припухлость, подкожное кровоизлияние, нарушение функции конечности. При неполном разрыве мышцы эти симптомы могут быть выражены нечетко. Окончательная диагностика таких повреждений относится к компетенции врача.
При закрытых повреждениях мягких тканей первая доврачебная медицинская помощь заключается в иммобилизации с использованием мягких повязок или шин транспортной иммобилизации, даче анальгетиков и применении холода на место повреждения. На конечность кладут пузыри со льдом Во всех случаях конечности придают возвышенное положение, что позволяет уменьшить отек мягких тканей.
По материалам:   http://www.katalogbolezney.ru/16travma_mjagk_tkani.htm

2. Осложнения травм, их профилактика.
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ШОК - сложная биологическая реакция всего организма в ответ на сверхсильный раздражитель. При этом у организма нет возможности обеспечить адаптацию его к этому раздражителю и, по существу, он начинает умирать. Есть множество разновидности шоков по причине их вызывающей:
- анафилактический, причина серологическая реакция антиген-антитело;
- гемотрансфузионный шок, причина - переливание несовместимой по системе АВ0 или некачественной крови;
- инфекционный шок (токсический), причина - интоксикация;
- ожоговый шок - тяжелые ожоги, плазмопотеря и обезвоживание организма;
- геморрагический шок, причина - кровопотеря;
- травматический шок (считается классическим), причина - боль;
Органы чувств человека и животных воспринимают раздражители определенной силы и в определенном диапазоне. Организм на такие раздражитель отвечает нормальной реакцией, позволяющей мобилизовать ресурсы организма и обеспечить его адаптацию. Но, если раздражитель сверхсильный, то организма пытается на него ответить такой реакцией (эректильная фаза шока), но ресурсы его быстро истощаются (торпидная фаза шока) и организм начинает умирать.

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ШОК - тяжелый процесс, развивающийся в ответ на травму и касается всех органов и систем организма, в первую очередь кровообращения. В основе возникновения шока лежит гемодинамический фактор (уменьшение объема циркулирующей крови) - в результате вытекания ее из

сосудистого русла и депонирования. 

Наряду с этим может быть повреждение внутренних органов. В отличие от коллапса (обморок) травматический шок протекает в форме фазового процесса. 

Классическое описание стадий шока дал Н.И.Пирогов (1810-1881):

ЭРЕКТИЛЬНАЯ ФАЗА «Если сильный вопль и стоны слышаться от раненного, у которого черты лица изменились, лицо сделалось судорожно искривлённым, бледным, посиневшим и распухшим от крика, если у него пульс напряжён и скор, дыхание коротко и часто, то каково бы ни было его повреждение, нужно спешить с помощью»

ТОРПИДНАЯ ФАЗА  «С оторванной ногой или рукой лежит такой окоченелый на перевязочном пункте неподвижен. Он не кричит и не вопит, не жалуется, не принимает ни в чём участие и ничего не требует, тело холодно, лицо бледно, как у трупа, взгляд неподвижен и обращён вдаль. Пульс как нитка, едва заметен под пальцами и с частыми перемежками. На вопросы окоченелый и вовсе не отвечает, или только про себя, чуть слышным шёпотом. Дыхание тоже, едва приметно. Рана и кожа почти вовсе не чувствительны, но если больной нерв, висящий из раны, будет чем – либо раздражён, то больной одним лёгким сокращением личных мускулов – обнаруживает признак чувств. Иногда это состояние проходит через несколько часов от употребления возбуждающих средств, иногда оно продолжается до самой смерти.»

Симптомы. В начальном периоде шока, особенно если перенапряжение, пострадавший может быть возбужден, эйфоричен, не сознавать тяжести своего состояния и полученных повреждений - эректильная фаза. Затем наступает - торпидная фаза: пострадавший становится заторможенным, апатичным. Сознание сохранено, кожные покровы и видимые слизистые бледные.
Различают степени шока:
I степень - явных нарушений геодинамики может и не быть, АД не снижено (120/80), пульс учащен.
II степень - АД снижено до 90-100 мм. рт. ст., пульс учащен, периферические вены спавшиеся.
III степень - тяжелое состояние, АД - 60/80, пульс частый до 120 ударов в мин., резкая бледность кожи, холодный липкий пот.
IV степень - состояние крайне тяжелое. Сознание становится спутанным и угасает. На фоне бледности кожных покровов появляется рисунок на коже (цианоз), АД ниже 60, пальпируется пульс только на крупных сосудах.
ЛЕЧЕНИЕ:
1. Прекратить действие повреждающего фактора (боль, пламя и т.д.): обезболивающие, остановка кровотечения, иммобилизация переломов и т.п.)
2. Компенсировать возникшие нарушения в организма нарушения (обезболивание, средства, нормализующие давление, регуляторы кислотно-щелочного равновесия;
3. Поддержание жизненно важных функций, особенно, функцию почек, так как гибель организма наступает от острой почечной недостаточности.




ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 14

Дата  согласно календарно-тематическому плану 
Группы: Лечебное дело

Количество часов:   4

Тема учебного занятия: Закрытые механические повреждения мягких тканей  

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Вид учебного занятия:  самостоятельная работа, опрос, коррекция знаний, тестирование
Цели обучения, развития и воспитания:   Научить обследованию больных с закрытыми повреждениями мягких тканей.
Сформировать навыки оказания ПМП при закрытых повреждениях мягких тканей и СДС.
Формирование: 
-закрепление знаний по вопросам:
1. Обследование больного, принципы диагностики и оказания ПМП при ушибах, повреждениях связок и сухожилий конечностей. 
2. Выявление клинических признаков СДС и оказание ПМП при СДС.
- совершенствование:
практических знаний:
30. Подготовка операционного поля.
31. Постановка назогастрального зонда.
32. Постановка клизм (очистительной, сифонной).
33. Катетеризация мочевого пузыря.
34. Составление набора инструментов для катетеризации подключич-ной вены.
35. Уход за венозным катетером.
36. Уход за дренажами.
37. Уход за мочевым катетером.
практических умений:
40. Составление набора инструментов и проведение дренирования гнойных ран.
41. Уход за дренажами.
42. Введение лекарственных препаратов через дренажи и микроирригаторы.
50. ПМП при ушибах, растяжениях связок и сухожилий конечностей.
51. ПМП при СДС. 
65. Перевязка гнойной раны
76. ПМП при переломах конечностей
77. ПМП при вывихах конечностей 
Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)
Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны знать и уметь:   применять знания клинической картины для диагностики закрытых механических повреждений мягких тканей и СДС. Уметь обследовать больных с закрытыми повреждениями мягких тканей и оказывать им ПМП.  
Материально-технического обеспечение учебного занятия: .ситуационные задачи, тесты, СИЗ, перевязочный материал.        

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, готовности к работе в стационаре хирургического профиля (внешний вид, средства защиты, одежда), ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.
2. Самоподготовка и опрос учащихся - 45 минут
3. Ознакомление с темой, вопросами, постановка учебных целей и задач - 10 минут.

4. Изложение нового материала (беседа) - 60 минут

5. Закрепление материала -  45 минут: практическая работа в учебной комнате по освоению техники манипуляций, в стационаре с хирургическими больными, в перевязочной, на посту по уходу за больными, осмотр профильных больных с преподавателем, решение ситуационных задач, тестов. 
6. Рефлексия - контрольные вопросы по изложенному материалу, трудности в его понимании - 10 минут. 
7. Задание на дом - 5 минут.                 Итого: 180 минут.

Задание на дом: [1] стр. 103-114,  [2] стр. 250-274 

Литература:
1. Колб Л. И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш. шк, 2003 г.
2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 
3. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
4. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Хирургия в тестах и задачах Практикум.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
5. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
6. Яромич И.В. Сестринское дело.- Минск: Выш. шк., 2003 г.
7. Яромич И.В. Скорая и неотложная медицинская помощь. Минск: Выш.шк., 2002 г.
8. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт-Петербург: Паритет, 2001.
9. Инькова А.Н., Исаян А.Л., Стадников А.А. Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2001 г.
10. Кабарухин В.В. Фельдшер скорой помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
11. Морозова А.Д., Конова Т.А. Хирургия.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
12. Петров С.В. Общая хирургия. Санкт-Петербург: Лань, 2002.
13. Шотт А.В. Курс лекций по частной хирургии.- Минск: Асар, 2004.
14. Частная хирургия. Под ред. Ю.Л.Шевченко.- Санкт-Петербург: Спец лит, 2002.
15. Котельников Г.П. Травматология.- Москва: АСАДЕМА, 2004.

Преподаватель:  Л.Г.Лагодич