Среднее специальное образование медицинского профиля

преподаватель ЛАГОДИЧ Леонтий Григорьевич, врач-хирург

Специальность 2-79 01 01 "Лечебное дело", профиль "Хирургия с основами травматологии"

Теоретические занятия (курс лекций), планы практических занятий

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОФЕССИИ РАБОТНИКОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ


МЕДИЦИ́НСКАЯ СЕСТРА́ (МЕДИЦИ́НСКИЙ БРАТ)
это специалист со средним медицинским образованием, т.н. средний медперсонал. 

Медицинская сестра выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс.

СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Главная медицинская сестра - специалист с высшим медицинским образованием, оканчивающий факультет высшего сестринского образования медицинского университета. Она занимается вопросами рациональной организации труда, повышением квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и осуществляет контроль за его работой.

Старшая медицинская сестра - оказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организует и контролирует работу палатных медицинских сестёр и младшего медицинского персонала.

Палатная (постовая) медицинская сестра - выполняет врачебные назначения больным в закреплённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание.

Процедурная медицинская сестра - выполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач, проводит взятие крови из вены для исследований.

Операционная медицинская сестра - помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё, полноправная хозяйка в операционной.

Участковая медицинская сестра - помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке, выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий.  

  Диетическая медицинская сестра - (диетсестра) под руководством врача-диетолога отвечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных

Медицинская сестра поликлиники работает на приёме больных с врачами узких специальностей (кардиологом, невропатологом, хирургом, урологом, окулистом, отоларингологом и др.)

 

Медицинская сестра руководит работой младшего медицинского персонала (санитарок, младших медсестер, сестер-хозяек, буфетчиц и т.д.) и контролирует работу.

  В медицинских организациях наименование должностей: «акушерка», «медицинская сестра», «санитарка», «фасовщица», замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно: «акушер», «медицинский брат (медбрат)», «санитар».

 

ФЕЛЬДШЕР-АКУШЕР - это медицинский работник со средним медицинским образованием. Оказывает первую доврачебную, срочную и неотложную помощь больным и пострадавшим, работая в составе бригады "скорой помощи", является помощником врача и работает под его наблюдением в лечебно-профилактических учреждениях, самостоятельно осуществляет стационарную, амбулаторную помощь и помощь на дому, выполняя иногда функции врача, в медицинских пунктах сельской местности.

Проводит мероприятия по профилактике и снижению заболеваемости, по раннему выявлению заболеваний. Оказывает помощь в родах. Проводит различные анализы. Разрабатывает лечебно-профилактические и санитарно-гигиеничские мероприятия и участвует в их проведении. Выполняет врачебные назначения. Руководит действиями младшего медицинского персонала. Круг обязанностей во многом зависит от места работы.

  Специализация: фельдшер "скорой помощи", фельдшер-лаборант, военный фельдшер, фельдшер психоневрологических учреждений, фельдшер-акушер, санитарный фельдшер, ассистент стоматолога.

Условия труда: Работает в постоянном контакте с людьми (кроме фельдшера-лаборанта). Режим труда сменный, возможны круглосуточные дежурства, работа в праздничные и выходные дни. Труд сопряжен со значительными физическими и нервными стрессами.

  Фельдшер должен знать основы организации здравоохранения, терапии, педиатрии, методы обследования и лечения больных с распространенными заболеваниями, приемы оказания первой доврачебной помощи, методы ухода за больными, инструкции по применению медикаментов, правила дезинфекции, принципы медицинской этики. Требуются хорошие знания в области химии, фармакологии, биологии, анатомии и физиологии человека.

Области применения: Фельдшеры работают в здравпунктах, фельдшерско-акушерских, призывных пунктах, на станциях "скорой помощи", в больницах, поликлиниках, диспансерах, санаториях, родильных домах и других медицинских учреждениях.

Доминирующая профессиональная направленность:  работа с людьми.

Доминирующие интересы: Медицина, химия, биология, сфера обслуживания.

Сопутствующие: Общественная работа, сельское хозяйство, лесное хозяйство, геология, география

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Умение ладить с людьми. Общительность. Доброжелательность. Эмоциональная устойчивость. Самообладание. Ответственность. Организованность. Хорошая оперативная и долговременная памяти. Способность концентрировать и распределять внимание. Хорошая зрительно-моторная координация, развитие органов чувств (цветоощущение, обоняние, вкус, осязание, тактильная чувствительность). Способность эффективно действовать в кризисной ситуации. Собранность. Выносливость

Медицинские ограничения: Работа не рекомендуется людям со сниженным уровнем зрения, страдающим сердечно-сосудистыми и нервно-психическими заболеваниями, имеющим аллергию на лекарственные средства и являющимся бактерио- и вирусоносителями


ИНСТРУКТОР ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО МАССАЖУ

 

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

 

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

 

Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

 

Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим упражнением, мы рассмотрим отдельно в силу специфики этого метода лечения, но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения — больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура — это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьёзный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность.

 

Масса́ж (от фр. masser — растирать) — совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта.

 

Дополнительно к механическим воздействиям, для усиления эффекта, применяют в первую очередь массажные масла, а также различные ароматические, благовонные масла, лекарственные мази, гели и другие препараты и температурные воздействия (например, криомассаж).

 

Из вышеперечисленного списка специалисты отдают своё предпочтение массажным маслам, поскольку именно они представляют собой уже готовые смеси, созданные именно для массажа, и учитывают всю специфику процесса (обеспечивают скольжение рук массажиста и определённым образом действуют на массируемого).

 

Внешние раздражения воспринимаются рецепторами кожи и мышц, рефлекторными точками, и передаются в центральную нервную систему. Поток импульсов, в зависимости от применяемой техники и приёмов массажа, может стимулировать и повышать тонус центральной нервной системы, или, наоборот, оказывать на неё затормаживающее и расслабляющее воздействие, что положительно влияет на деятельность всех физиологических систем организма. При этом грамотное применение массажных масел определённого состава и направленности, может как усиливать вышеперечисленные воздействия на нужных участках тела человека, так и снижать их. В целях создания такого дополнительного эффекта применяются массажные масла, включающие в себя натуральные активные компоненты.                      


ЗУБНОЙ ТЕХНИК - одна из профессий в современной стоматологии, входит в понятие дантист. Зубных техников часто путают с зубными врачами или стоматологами. Однако в отличие от стоматологов или зубных врачей, зубной техник не встречается с пациентами. Это больше техническая специальность, а не лечебная. Но иногда, в исключительных случаях такая встреча бывает необходима. Чаще всего пациенты стоматологических клиник попадают в зуботехническую лабораторию для коррекции цвета зубных протезов, для замены матриц аттачменов в бюгельных протезах или для починки съёмного протеза.

 

Зубной техник — это непосредственный изготовитель различных зубных протезов, протезов лица, ортодонтических и челюстно лицевых аппаратов которые в дальнейшем устанавливают пациентам врачи стоматологи. Зубной техник работает в зуботехнической лаборатории в которой производит различные виды зубных протезов, ортодонтических аппаратов, челюстно лицевых аппаратов, шин, протезов глаза, носа, уха и других частей лица. Основным рабочим местом зубного техника является зуботехнический стол. Довольно часто зубные техники специализируются на каком то одном виде работ, например на съёмном протезировании или ортодонтических аппаратах. Современная зуботехническая лаборатория может быть организована как мануфактура, где над изготовлением одного протеза конкретному пациенту трудится от 3 до 15 человек.

 

Зубной техник — профессия в основном техническая, сходная по своей сути с профессиями ювелира и часовщика (в Германии зубные техники отнесены не к медработникам, а к работникам точной механики вместе с ювелирами и часовщиками). Зубной техник в своей работе использует знания химии, физики, например физики процессов, происходящих с металлом во время литья, математики — применение математических знаний при растете количества ингредиентов для различных многокомпонентных материалов, или при расчёте точек анатомических ориентиров, немного анатомии, а также слесарное дело, фрезерное дело, граверное дело. Использует навыки сварщика, химика-гальваника, литейщика металлов, а на современном этапе развитии профессии и компьютерную 3D-графику. Свой профессиональный праздник с недавнего времени зубные техники отмечают 25 июля.

 

ФАРМАЦЕВТ - этот специалист называется провизор или фармацевт. Профессии вовсе не тождественны – на Западе провизором называют помощника фармацевта, лаборанта. А провизор там – специалист с высшим образованием. В Беларуси – все наоборот. Здесь именно провизор – специалист высшей категории, выпускник вуза, а фармацевтов готовят средние специальные учебные заведения (фармучилища и колледжи).

 

Фармакология – древнейшая из наук, первые систематизированные сведения о лекарствах были "опубликованы" в папирусе Эберса в XVI–XVII веках до н.э. в Древнем Египте, то есть примерно 3700 лет назад. В 372–287 годах до н.э. врач Теофраст из Греции описывает более 300 лекарственных растений, а в I веке н.э. Диоскорид составляет первую Materiamedica (синоним науки о лекарствах до XIX века, сохранившийся и в настоящее время в этом значении для названия гомеопатических лекарственных справочников). Кроме того, эта дисциплина одна из самых трудных – была, есть и будет. Арсенал используемых лекарственных средств увеличивается постоянно, что создает определенные проблемы для обучения.

 

Современная фармакология находится на стыке многих наук – фармацевтических, химических, биологических, медицинских. Как и все эти дисциплины, она обслуживает ведущий метод профилактики и лечения заболеваний – фармакотерапию, и развивается чрезвычайно динамично. Это связано с тем, что в настоящее время появились принципиально новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются новые биотехнологические методы получения лекарственных веществ и новые технологии лекарственных форм. Только за последние пять лет номенклатура зарегистрированных в РФ лекарственных препаратов увеличилась более чем в два раза.

 

Поэтому, в отличие от многих учебных дисциплин, фармакологию нельзя выучить "один раз и навсегда". Ее приходится учить и учить – по справочникам, по Интернету и т.д.

 

Это объяснимо, ведь прежде чем давать советы, провизор-фармацевт должен сам стать знатоком препаратов, их возможных побочных действий, противопоказаний, уметь правильно и квалифицированно подобрать замену, дозу. Объем знаний по клинической фармакологии и фармакотерапии, медицинской этике и психологии должен быть соответствующим, кругозор провизора в области лекарственных препаратов намного шире, чем у любого врача.

 

И этим активно пользуются посетители аптек. Как известно, некоторые из них приходят к окошку фармацевта без всякого рецепта, зато с жалобами на здоровье. Статистика гласит, что молодежь и люди среднего возраста обращаются к врачам только в самых крайних случаях, а чаще они идут за консультацией именно в аптеку. Конечно, провизор-фармацевт не имеет права проводить диагностику или выписывать рецепты, но дать грамотный совет обязан.

 

Но в любом случае участие, понимание и внимание к посетителю – ключевые понятия в этой профессии. У хорошего фармацевта постепенно складывается своя клиентская база, именно она – "знак качества" его работы.

 

Какие перспективы?

 

Разрастание аптечных сетей вызвало резкую нехватку профессиональных кадров. Дело в том, что вузов, выпускающих провизоров-фармацевтов, в стране не так много, и на специалистов в этой области идет настоящая охота. Столичные аптеки активно набирают их даже из других регионов страны, много предложений на интернет-сайтах и в газетах. Одним словом, проблем с трудоустройством у фармацевтов нет.

 

 В настоящее время фармацевт и провизор помимо обладания навыками профессии обязательно должен знать современные технологии продаж и основные принципы маркетинга. Аптека – это не только организация, призванная выполнять социальную функцию, но и предприятие торговли, и про это не стоит забывать.