Среднее специальное образование медицинского профиля

преподаватель ЛАГОДИЧ Леонтий Григорьевич, врач-хирург

Специальность 2-79 01 01 "Лечебное дело", профиль "Хирургия с основами травматологии"

Теоретические занятия (курс лекций), планы практических занятий

МОЧЕКАМЕННВЯ БОЛЕЗНЬ

ПЛАН ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Дата: согласно календарно-тематическому плану на учебный год
Группы: согласно КТП
Количество часов:   2

Тема:    МОЧЕКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ
Тип учебного занятия:
  урок изучения нового учебного материала
Вид учебного занятия:  лекция, рассказ
Цели обучения, развития и воспитания: 
Формирование:  знаний об этиологии, клинике, принципах диагностики и лечения МКБ, оказании ПМП при почечной колике, уходе за пациентами..
Развитие:  сознания, мышления, памяти, речи, эмоций, воли, внимания, способностей, креативности.
Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны:  знать этиологию, клиническую симптоматику, принципы диагностики и лечения МКБ, правила оказания ПМП при почечной колике, уход за пациентами.
Материально-технического обеспечение учебного занятия: оснащение кабинета (лаборатории) хирургии колледжа (Таблицы 180, 183, 189), тесты, ситуационные задачи
Междисциплинарные и внутри дисциплинарные связи: анатомия, физиология мочеполовой системы, фармакология.
Актуализировать следующие понятия и определения: основные понятия урологии
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, внешний вид, средства защиты, одежда, ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.
2. Опрос учащихся - 10 минут
3. Ознакомление с темой, вопросами, постановка учебных целей и задач - 5 минут:
4. Изложение нового материала (беседа) - 50 минут
Вопросы:
- Мочекаменная болезнь. Этиология, клиника, принципы диагностики и лечения. Оказание ПМП при почечной колике, уход. Организация сестринского процесса.
5. Закрепление материала - 5 минут:  
6. Рефлексия - 10 минут.      
7. Задание на дом - 5 минут.                 Итого: 90 минут.

Задание на дом:  [1] стр. 260-266;  [2] стр. 695-699; 

ЛИТЕРАТУРА:

        ОСНОВНАЯ

1. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Частная хирургия.- Минск: Выш.шк., 2004 г.

2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 

        ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
3. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш.шк., 2007 г
4. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт- Петербург: Паритет, 2002 г.
5. Л.И.Колб, С.И.Леонович, Е.Л.Колб  Сестринское дело в хирургии, Минск, выш.школа, 2007
6. Приказ МЗ РБ № 509 "О стандартизации обучения технике выполнения лечебных манипуляций в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля. 21 июня 2006 г
7. Приказ МЗ РБ № 1030 "Об утверждении клинического протокола оказания скорой (неотложной) медицинской помощи взрослому населению" 3.09.2010 г.

Преподаватель: Л.Г.Лагодич


МОЧЕКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ

Анатомо-физиологический очерк     

Мочекаменная болезнь. Этиология, клиника, принципы диагностики и лечения  
Мочекаменная болезнь (уролитиаз) – заболевание, возникающее в результате нарушения обмена веществ, при котором в моче образуется нерастворимый осадок в виде песка (до 1мм в диаметре) или камней (от 1мм до 25мм и больше). Камни  оседают в мочевыводящих путях, что нарушает нормальный отток мочи и служит причиной возникновения почечной колики и воспалительного процесса.
Согласно медицинской статистике, мочекаменная болезнь стоит на втором месте по частоте среди всех урологических заболеваний, и на третьем месте среди урологических заболеваний, приводящих к смерти. Мочекаменная болезнь поражает людей любого возраста, включая детей, но основная возрастная группа - люди в возрасте от 25 до 45 лет. Заболевание чаще встречается у мужчин, чем у женщин, однако у женщин чаще диагностируют тяжелые формы болезни. Также известно, что камни чаще образуются в правой почке, чем в левой, а приблизительно в 20% случаев в патологический процесс вовлекаются обе почки. Видеоролик.
Причины мочекаменной болезни
В возникновении мочекаменной болезни играет роль множество факторов, при этом до конца механизм образования камней и его причины не выяснены. Известно, что ведущая роль отводится особенностям строения канальцевой системы почек, когда сама анатомическая структура почки способствует возникновению застойных явлений. При этом для образования камней необходимо еще и влияние внешних факторов, главным образом, диеты, а также условий питьевого режима. Также в развитии мочекаменной болезни играют роль заболевания мочеполовой системы, эндокринные патологии (особенно заболевания паращитовидных желез, напрямую влияющие на обменные процессы с участием кальция), длительный прием некоторых лекарственных веществ (сульфаниламиды, тетрациклины, глюкокортикоиды, аспирин и др.).
Виды мочекаменной болезни
Различные нарушения обменных процессов вызывают образование камней, различающихся по своему химическому составу. Химический состав конкрементов имеет важное значение, так как от этого зависит врачебная тактика в лечении мочекаменной болезни, а также коррекция диеты для профилактики рецидивов.
В мочевыводящих путях образуются следующие конкременты:
    Камни на основе соединений кальция (оксалаты, фосфаты, карбонаты);
    Камни на основе солей мочевой кислоты (ураты);
    Камни, образованные солями магния;
    Белковые камни (цистиновые, ксантиновые, холестериновые).
Признаки мочекаменной болезни
Основная доля приходится на соединения кальция (около 2/3 всех камней), белковые камни встречаются реже всего. Ураты – единственная группа, которая поддается растворению. Эти камни чаще выявляются у лиц пожилого возраста. Камни, состоящие из солей магния, наиболее часто сопровождаются воспалением.
Камни при мочекаменной болезни могут образовываться в любом отделе мочевыводящих путей. В зависимости от того, где они находятся, различают следующие формы заболевания:
    Нефролитиаз – в почках;
    Уретеролитиаз – в мочеточниках;
    Цистолитиаз – в мочевом пузыре.





ФОТОГАЛЕРЕЯ




Коралловидный камень в лоханке почки;  камень в мочеточнике;
камни в чащечке

   



Камни мочевого пузыря

Симптомы мочекаменной болезни
Мочекаменная болезнь вначале протекает бессимптомно. Первые признаки мочекаменной болезни обнаруживаются либо случайно, во время обследования, либо при внезапно наступившей почечной колике. Почечная колика – сильный болевой приступ, часто являющийся основным симптомом мочекаменной болезни, а иногда и единственным, возникает в результате спазма мочевыводящего протока, или его обструкции камнем.
Начинается приступ остро, с резкой боли, локализация которой зависит от локализации камня. Боль интенсивная, может отдавать в пах, низ живота, поясницу. Мочеиспускание становится болезненным и учащенным, в моче обнаруживается кровь (гематурия). Появляется тошнота, иногда рвота. Пациент мечется в поисках положения, которое принесло бы облегчение, но такого положения не находит. Приступ почечной колики может проходить с затиханием и обострением боли, и закончиться либо выведением камня, либо стиханием колики, либо развившимся осложнением.
Необходимо заметить, что выраженность признаков мочекаменной болезни не всегда связана с величиной камней. Иногда конкременты небольших размеров, не превышающие 2мм, могут вызвать сильнейшую колику, тогда как встречаются случаи тяжелого поражения почек, когда множественные камни, сросшиеся в коралловидные образования, не приводят к колике, а обнаруживаются случайно или тогда, когда начинаются осложнения мочекаменной болезни.
Диагностика мочекаменной болезни
Диагностика мочекаменной болезни происходит на основании характерной клинической картины почечной колики и данных УЗИ. Информативны также компьютерная томография и магнитно-резонансная урография. Проводят развернутый анализ мочи, с применением функциональных проб (по Зимницкому, Нечипоренко и др.). Обязательно бактериологическое исследование мочи. Рентгенография утратила в настоящее время свое ведущее место в диагностике мочекаменной болезни, однако все еще используется в качестве дополнительного метода.
Лечение мочекаменной болезни
Приступ почечной колики снимается с помощью препаратов спазмолитического и анальгезирующего действия. Основное лечение мочекаменной болезни проводят в отсутствие острых проявлений.
Мочекаменная болезнь считается хирургическим заболеванием, однако уролитиаз, вызванный образованием уратов, можно лечить медикаментозно, принимая препараты, растворяющие эти камни. Остальные виды конкрементов требуют механического удаления.
Лечение мочекаменной болезни осуществляется с помощью двух основных методов: литотрипсии и хирургического. Дистанционная ударно-волновая литотрипсия - эффективный метод лечения мочекаменной болезни, при котором камни в  мочевыводящих протоках разбиваются с помощью ударной волны, и затем выводятся с мочой. Метод отлично зарекомендовал себя, благодаря ему показания к оперативному вмешательству при лечении мочекаменной болезни значительно сузились.
Операции, с помощью которых осуществляется лечение мочекаменной болезни, делятся на открытые и эндоскопические, а также на органосохраняющие и радикальные. Радикальной операцией является удаление почки, в том случае, если она утратила свою функцию. Методом предпочтения в выборе хирургического лечения мочекаменной болезни являются эндоскопические методики, позволяющие проводить удаление камней не производя разреза в брюшной полости.
Профилактика мочекаменной болезни
Видеоролик Профилактика мочекаменной болезни является необходимым условием полного излечения, так как без нее рецидивы неизбежны. Основой профилактики мочекаменной болезни является соблюдение диеты, нормализующей обмен веществ и биохимический состав мочи, а также соблюдение питьевого режима. Диета при мочекаменной болезни вырабатывается в зависимости от химического состава камней. Так, при оксалатах из питания исключают молочные продукты, шоколад, а при уратных камнях ограничивают употребление в пищу мясо. Крайне важным условием является прием достаточного количества воды – 1,5 – 2л в сутки.
Оказание ПМП при почечной колике, уход. Организация сестринского процесса. 
Уход за урологическими больными имеет ряд особенностей, связанных со своеобразием оперативных вмешательств и большим количеством пожилых людей среди урологических больных. Следует особенно строго соблюдать правила общего ухода, так как неопрятность больных может быть причиной уросепсиса.
Особое значение имеет наблюдение за диурезом. Изменения количества и состава мочи служат характерными признаками течения болезни, серьезных осложнений.
При задержке мочеиспускания помогает грелка над лоном, очистительная клизма, перемена положения, преодоление чувства страха боли. Для восстановления рефлекса на мочеиспускание иногда помогает шум вытекающей из водопровода воды.
Следует знать, что инструментальные методы исследования, проводимые врачами, особенно катетеризация мочеточников, должны проводиться с соблюдением всех правил асептики. Катетеризацию мочевого пузыря (см. Катетеризация), промывание и смену постоянного катетера делают в перевязочной после тщательной обработки наружного отверстия мочеиспускательного канала. Дистальный конец постоянного катетера опускают (путем присоединения дополнительных стерильных трубок) в стерильную посуду для сбора мочи. В особых случаях при опасностях затекания мочи в ткани или промокании повязок катетер можно соединить со слабым водоструйным насосом. У большинства урологических больных, перенесших операцию, имеются временные дренажи для отведения мочи из лоханки почки, мочеточника, мочевого пузыря. Кроме того, дренажи устанавливают для отведения раневой жидкости из паранефральной и паравезикальной клетчатки (см. Дренирование). Дренажи могут закупориваться сгустками крови, слизью, солями, что может привести к задержке оттока мочи Дренажные трубки своевременно промывают, а при невозможности восстановить проходимость дренажную трубку заменяют новой (меняет дренажные трубки врач). Для профилактики инфекции сосуды для сбора мочи, соединенные с дренажными трубками, должны быть стерильными. Волосы вокруг дренажей должны быть тщательно выбриты. После операции на мочевом пузыре, предстательной железе необходимо как можно раньше назначать массаж конечностей.
                           

Синдром почечной колики и составляющий его симптомокомплекс.  



Использованы материалы сайта:   http://www.neboleem.net/orhit.php    



Лечение
Лечение начинают с применения тепла (грелка, ванна температуры 37—39 °С), спазмолитических и обезболивающих средств. Приступ могут купировать внутримышечное введение 5 мл раствора баралгина в сочетании с приемом баралгина внутрь по 0,5 г 3 раза в день или подкожные инъекции 1 мл 0,1%-ного раствора атропина в сочетании в 1 мл 2%-ного раствора промедола или 1 мл 2%-ного раствора пантопона (или 1 мл 1%-ного раствора морфина). При затянувшемся приступе целесообразна новокаиновая блокада семенного канатика (круглой связки матки) со стороны поражения. При затянувшемся приступе почечной колики (из-за блокады мочеточника камнем) следует назначить антибиотики широкого спектра действия, 5-НОК по 0,05 г 3 раза в день или невиграмон по 0,5 г 3 раза в день, консультация уролога для решения вопроса об оперативном лечении.
Следует только помнить, что такое лечение проводится только при верифицированном диагнозе. Если диагноз сомнителен, то тактика неотложной помощи такая же, как и при остром животе: анальгетики запрещаются!
Почечная колика, сопровождающаяся повышением температуры, — показание к госпитализации в урологическое отделение, где с лечебной целью может быть проведена катетеризация мочеточника.
Прогноз при своевременном и адекватном лечении благоприятный. 
Использованы материалы сайта:   http://www.neboleem.net/orhit.php    

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Дата  согласно календарно-тематическому плану на учебный год
Группы: согласно календарно-тематическому плану
Количество часов:   4

Тема учебного занятия:   МОЧЕКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ

Тип учебного занятия: практическое занятие, урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Вид учебного занятия:  самостоятельная работа, опрос, коррекция знаний, тестирование, ситуационные задачи
Цели обучения, развития и воспитания:  научить сестринскому обследованию больных с хирургическими заболеваниями моче-половых органов. Сформировать навыки ухода и оказания ПМП при повреждениях мочеполовых органов, почечной колике, острой задержке мочи.
Формирование,   навыков ухода и оказания ПМП при хирургических заболеваниях мочеполовой системы.
Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)
Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны:    уметь оказать ПМП при закрытых и открытых повреждениях мочеполовых органов, почечной колике, острой задержке мочи, подготавливать пациентов к операции, осуществлять послеоперационный уход.
Материально-технического обеспечение учебного занятия:
Перевязочный материал, шприцы, иглы, спазмолитики, аналгетики, мочевой катетер, суспензорий, перчатки, лоток, дез раствор, антисептик, пинцеты
Междисциплинарные и внутри дисциплинарные связи: анатомия - мочеполовая система, физиология -  мочеполовая система, фармакология - группа  уроантисептиков, общая хирургия - десмургия
Актуализировать следующие понятия и определения: урология, гематурия, почечная колика.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, готовности к работе в стационаре хирургического профиля (внешний вид, средства защиты, одежда), ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.
2. Опрос учащихся -     45 минут
3. Ознакомление с темой, вопросами, постановка учебных целей и задач -    10 минут.
Вопросы:
Сбор анамнеза, сестринское обследование пациентов с повреждениями мочеполовых органов.
- Оказание ПМП при почечной колике, острой задержке мочи. 
- Подготовка к операции. Послеоперационное ведение пациентов.

МАНИПУЛЯЦИИ:

Практические умения -

№ 35 - наложение бандажа и суспензория;

№ 37 - катетеризация мочевого пузыря у мужчин и женщин;

№ 38 - длительное дренирование мочевого пузыря;

№ 41 - введение медикаментов через дренажи и микроирригаторы;

Практические знания -

4. Изложение нового материала (беседа) -    60 минут

5. Закрепление материала -   45 минут: работа в учебной комнате по освоению техники манипуляций, в стационаре с хирургическими больными, в перевязочной, на посту по уходу за больными, осмотр профильных больных с преподавателем. 
6. Рефлексия - контрольные вопросы по изложенному материалу, трудности в его понимании - 10 минут. 
7. Задание на дом - 5 минут.                 Итого:     180 минут.

Задание на дом: [1] стр. 234-256, 260-266;   [2] стр. 685-705;

Литература:
        ОСНОВНАЯ

1. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Частная хирургия.- Минск: Выш.шк., 2004 г.

2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 

        ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
3. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш.шк., 2007 г
4. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт- Петербург: Паритет, 2002 г.
5. Л.И.Колб, С.И.Леонович, Е.Л.Колб  Сестринское дело в хирургии, Минск, выш.школа, 2007
6. Приказ МЗ РБ № 509 "О стандартизации обучения технике выполнения лечебных манипуляций в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля. 21 июня 2006 г
7. Приказ МЗ РБ № 1030 "Об утверждении клинического протокола оказания скорой (неотложной) медицинской помощи взрослому населению" 3.09.2010 г.

Преподаватель:  Л.Г.Лагодич