Среднее специальное образование медицинского профиля

преподаватель ЛАГОДИЧ Леонтий Григорьевич, врач-хирург

Специальность 2-79 01 01 "Лечебное дело", профиль "Хирургия с основами травматологии"

Теоретические занятия (курс лекций), планы практических занятий

ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 18

Дата  согласно календарно-тематическому плану
Группы: Лечебное дело

Количество часов:   2

Тема учебного занятия:     Оперативная хирургическая техника

Тип учебного занятия:  урок изучения нового учебного материала
Вид учебного занятия:  лекция
Цели обучения, развития и воспитания:     Сформировать знания об основных группах хирургических инструментов, их применении. 
Ознакомить с областью применения лазерной, электрохирургической и криохирургической аппаратуры.
Формирование:  знаний по вопросам:
1. Современный хирургический инструментарий, классификация, применение. 
2. Понятие о лазерной, электрохирургической и криохирургической аппаратуре. Техника безопасности.
Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)
Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).
ПРОГРАМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны знать:  основные группы хирургических инструментов, их применение. 
Имеет представление о лазерной, электрохирургической и криохирургической аппаратуре.
Материально-технического обеспечение учебного занятия:           презентация, ситуационные задачи, тесты, презентация

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, внешний вид, средства защиты, одежда, ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.
2. Ознакомление с темой, вопросами (см.ниже текст лекции), постановка учебных целей и задач - 5 минут:
4. Изложение нового материала (беседа) - 50 минут
5. Закрепление материала -  8 минут:  
6. Рефлексия: контрольные вопросы по изложенному материалу, трудности в его понимании - 10 минут.  
2. Опрос учащихся по предыдущей теме - 10 минут    
7. Задание на дом - 2 минуты.                 Итого: 90 минут.

Задание на дом: [1] стр. 79-85,  [2] стр. 184-198 

Литература:

1. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш.шк., 2008 г.

2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 

3. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт- Петербург: Паритет, 2002 г.
4. Л.И.Колб, С.И.Леонович, Е.Л.Колб  Сестринское дело в хирургии, Минск, Выш.школа, 2007
5. Приказ МЗ РБ № 109 "Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения.
6. Приказ МЗ РБ № 165 "О проведении дезинфекции, стерилизации учреждениями здравоохранения


Преподаватель:  Л.Г.Лагодич


ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

Тема  Оперативная хирургическая техника
Вопросы:
1. Современный хирургический инструментарий, классификация, применение. 
2. Понятие о лазерной, электрохирургической и криохирургической аппаратуре. Техника безопасности.


Операция - механическое воздействие на ткани и органы больного с помощью специального инструментария и оборудования
Хирургические операции можно разделить на определенные группы.
По цели, характеру и объему вмешательства:
радикальные — направлены на полное устранение патологического процесса и излечение больного;
паллиативные — облегчают состояние больного, когда невозможно полностью устранить патологический процесс.
По срокам выполнения:
экстренные — проводятся по жизненным показаниям, когда невыполнение приводит к немедленной смерти (например, остановка артериального кровотече­ния, трахеотомия при закупорке дыхательного горла);
неотложные — проводятся срочно, когда состояние больного не позволяет уточ­нить диагноз и подготовить его к операции (например, воспалительные заболевания);
плановые — выполняются при заболеваниях, не требующих немедленного хи­рургического вмешательства, после тщательного обследования, установления диа­гноза и подготовки больного.
По виду вмешательства и названию оперируемого органа:
punctio — прокалывание (например, punctio fornicis posterior — прокатывание заднего свода влагалища);
incisio — иссечение;
tomia — рассечение органа или раскрытие полости (например, рассечение тра­хеи — tracheotomia, стенки желудка — gastrotomia, брюшной полости — laparotomia);
stomia — образование наружного свища полого органа (например, желудка — gastrostomia, толстой кишки — colostomia) или внутреннего свиша между органами (например, между желудком и тонкой кишкой — gastroenterostomia);
resectio — частичное удаление органа (например, resectio ulcus ventriculi — ре­зекция желудка по поводу язвенной болезни);
amputatio — удаление периферической части органа (например, костно-плас­тическая ампутация стопы по Н.И. Пирогову);
ectomia — полное удаление органа (червеобразного отростка — appendectomia, желчного пузыря — holecystectomia, почки — nephrectomia);
exarticulatio — удаление периферической части конечности на уровне сустава;
rrhaphia — наложение шва (например, gastrorrhaphia — наложение шва на стен­ку желудка);
trepanacio — раскрытие костных полостей.

1. Современный хирургический инструментарий, классификация, применение. 
Хирургический инструментарий  См. учебник [1] , стр. 185
По функциональному назначению хирургические инструменты можно разделить на несколько групп. 
1. Инструменты для разъединения тканей: 
— механическим способом с помощью клина; 
— взрывным способом при закипании межклеточной и клеточной жидкости (лазерный скальпель, электрохирургический нож, плазменный скальпель); 
— виброспособом (за счет развития кавитационного эффекта) при воздействии ультразвука; 
— термоспособом при разрыве межклеточных связей острыми кристаллами льда (криохирургия). 
2. Колющие инструменты для выполнения инъекций, пункций: 
— для проникновения в толщу тканей; 
— для внедрения в полости. 
3. Инструменты для соединения тканей: 
— ручным способом; 
— с помощью сшивающих аппаратов. 
4. Инструменты кровоостанавливающие: 
— для пережатия просвета сосуда; 
— для коагуляции крови в просвете сосуда. 
5. Инструменты для раздвигания краев раны, оттеснения органов и тканей. 
6. Инструменты зажимные: 
— для пережатия полых органов; 
— для пережатия тканей; 
— для фиксации операционного белья. 
7. Инструменты, раздавливающие ткани и органы. 
8. Вспомогательные инструменты (не соприкасающиеся непосредственно с тканями, но необходимые для приведения в действие основных инструментов).
9. Инструменты специального назначения, необходимые для выполнения конкретного этапа операции на каком-либо органе. 
10. Устройства и аппараты для подачи рабочего тела или источника энергии к соответствующему хирургическому инструменту: 
— источники высокочастотных электрических колебаний; 
— ультразвуковые генераторы; 
— хранилища хладоагентов; 
— емкости для медицинских газов. 
11. Механизированные инструменты. 
По предназначению инструменты подразделяют на две большие группы: 
1) общехирургические инструменты; 
2) специальные инструменты (оториноларингологические, урологические, офтальмологические).
Кроме того, общехирургические инструменты подразделяют на два вида: 
1) инструменты, предназначенные для выполнения оперативных вмешательств так называемым «открытым» способом; 
2) инструменты, предназначенные для выполнения оперативных вмешательств «закрытым» способом (в частности, с по­мощью эндовидеохирургического метода). 
Требования к общехирургическим инструментам 
Хирургические инструменты должны соответствовать определенным требованиям. 
1. Инструмент должен иметь простую конструкцию, не требующую для подготовки к работе специальных мероприятий. 
2. Инструмент не должен утомлять руку хирурга: 
— быть легким (рукоятки инструментов для этого нередко делают полыми); 
— форма рукоятки инструмента и ее рельеф должны обеспечивать плотное соприкосновение с ладонью; 
— отвечать требованиям эргономики — инструмент должен быть непосредственным продолжением руки хирурга и составлять с ней как бы одно целое; 
— быть сбалансированным («зона равновесия» инструмента, фиксированного в ладони, должна проецироваться на уровне головок пястных костей). 
3. Инструмент должен быть прочным: 
— прежде всего, под этим следует понимать устойчивость к механическим и химическим воздействиям при чистке и стерилизации; 
— при случайной поломке инструмента должны образовываться только крупные, хорошо видимые и доступные отломки; 
— инструмент не должен деформироваться при приложении значительных физических усилий. 
4. Поверхность инструмента должна быть гладкой и ровной. 
Это обеспечивает:
— полноценную стерилизацию; 
— сохранение целости хирургических перчаток во время выполнения оперативно-хирургических действий. 
5. Поверхность инструментов должна быть матовой, поглощающей лазерное излучение.
Блестящая отражающая поверхность хирурги­ческих инструментов может привести к ожогу сетчатки глаза при использовании лазерного из­лучения.
6. Инструмент должен легко разбираться без использования специальных приспособлений и так же просто собираться. 
7. Инструмент должен длительное время сохранять свои эксплуатационные свойства. 
8. Работа с инструментом не должна требовать выполнения сложных правил техники безопасности. 
9. Инструмент должен абсолютно соответствовать декларируемым стандартам. 

Инструменты для разъединения и соединения тканей:




Инструменты для раздвигания краев раны, оттеснения органов и тканей:




Инструменты зажимные:




Инструменты специального назначения, необходимые для выполнения конкретного этапа операции на каком-либо органе:




Специальные инструменты (травматология):




2. Понятие о лазерной, электрохирургической и криохирургической аппаратуре. Техника безопасности.
Все перечисленное - инструменты для разъединения тканей:
— взрывным способом при закипании межклеточной и клеточной жидкости (лазерный скальпель, электрохирургический нож, плазменный скальпель); 
— виброспособом (за счет развития кавитационного эффекта) при воздействии ультразвука; 
— термоспособом при разрыве межклеточных связей острыми кристаллами льда (криохирургия). 


СОСТАВЛЕНИЕ НАБОРОВ ХИРУРГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ
В любой хирургический набор инструментов должны входить:
1. Антисептики для обработки кожи (спирт, иодонат);
2. Анестетики и средства их применения (новокаин, шприц, игла для инъекций, внутрикожных и внутримышечных);
3. Инструменты для разъединения тканей (скальпель, ножницы);
4. Кровоостанавливающие инструменты (зажимы) и ранорасширители;
5. Инструменты для манипуляций в ране (пинцеты хирургический и анатомический, зонд желобоватый, пуговчатый);
6. Специальный инструмент, для каждой операции - свой: троакар или спец игла для пункций, однозубый крючок и трахеостомическая трубка для трахеостомии, катетер для вены, дренажи для вскрытия гнойников и пр.)
7. Инструменты для сшивания тканей (иглы колющие и колющие-режущие, иглодержатель, пинцеты, шовный материал не рассасывающийся (шелк, лавсан и др.) и рассасывающийся (кетгут). Они не требуются при вскрытии гнойников, т.к. при этом рана не зашивается, а дренируется;
8. Перевязочный материал.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 11

Дата  согласно календарно-тематическому плану 
Группы: Лечебное дело

Количество часов:   4

Тема учебного занятия: Оперативная хирургическая техника  

Тип учебного занятия:  урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Вид учебного занятия:  самостоятельная работа, опрос, коррекция знаний, тестирование
Цели обучения, развития и воспитания:   Изучить основные виды хирургического инструментария. Научить использованию хирургиче-ских инструментов на различных этапах операции. Сформировать навыки составления наборов общехирургических инструментов и специальных наборов хирургических инструментов.
Формирование: 
-закрепление знаний по вопросам:
1. Современный хирургический инструментарий и оборудование. Общехирургический и специальные  наборы хирургических инструментов (для трахеостомии, лапаротомии, аппендэктомии). Использование хирургических инструментов на различных этапах операции.
- совершенствование:
практических умений:
29. Составление набора инструментов для трахеостомии;
34. Составление набора инструментов для катетеризации подключичной вены;
38. Составление  общехирургического набора инструментов;
39. Составление специальных наборов хирургических инструментов;
54. Составление набора инструментов для ПХО
55. Туалет раны;
56. Наложение и снятие узловых швов
Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)
Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны знать и уметь:  применять знания об основных видах хирургического инструментария для использования их в процессе хирургического вмешательства, уметь составлять наборы общехирургических инструментов и специальных наборов хирургических инструментов.
Материально-технического обеспечение учебного занятия: ситуационные задачи, тесты, презентации.        

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, готовности к работе в стационаре хирургического профиля (внешний вид, средства защиты, одежда), ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.
2. Самоподготовка и опрос учащихся - 45 минут
3. Ознакомление с темой, вопросами, постановка учебных целей и задач - 10 минут.

4. Изложение нового материала (беседа) - 60 минут

5. Закрепление материала -  45 минут: практическая работа в учебной комнате по освоению техники манипуляций, в стационаре с хирургическими больными, в перевязочной, на посту по уходу за больными, осмотр профильных больных с преподавателем, решение ситуационных задач, тестов. 
6. Рефлексия - контрольные вопросы по изложенному материалу, трудности в его понимании - 10 минут. 
7. Задание на дом - 5 минут.                 Итого: 180 минут.

Задание на дом: [1] стр. 79-85,  [2] стр. 184-198 

Литература:
1. Колб Л. И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш. шк, 2003 г.
2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 
3. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
4. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Хирургия в тестах и задачах Практикум.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
5. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
6. Яромич И.В. Сестринское дело.- Минск: Выш. шк., 2003 г.
7. Яромич И.В. Скорая и неотложная медицинская помощь. Минск: Выш.шк., 2002 г.
8. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт-Петербург: Паритет, 2001.
9. Инькова А.Н., Исаян А.Л., Стадников А.А. Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2001 г.
10. Кабарухин В.В. Фельдшер скорой помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
11. Морозова А.Д., Конова Т.А. Хирургия.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
12. Петров С.В. Общая хирургия. Санкт-Петербург: Лань, 2002.
13. Шотт А.В. Курс лекций по частной хирургии.- Минск: Асар, 2004.
14. Частная хирургия. Под ред. Ю.Л.Шевченко.- Санкт-Петербург: Спец лит, 2002.
15. Котельников Г.П. Травматология.- Москва: АСАДЕМА, 2004.

Преподаватель:  Л.Г.Лагодич