Среднее специальное образование медицинского профиля

преподаватель ЛАГОДИЧ Леонтий Григорьевич, врач-хирург

Специальность 2-79 01 01 "Лечебное дело", профиль "Хирургия с основами травматологии"

Теоретические занятия (курс лекций), планы практических занятий

ЭЛЕКТРОТРАВМА. НМП И ЛЕЧЕНИЕ


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 25

Дата  согласно календарно-тематическому плану
Группы: Лечебное дело
Дисциплина: Хирургия с основами травматологии
Количество часов:   2

Тема учебного занятия:     Электротравма. НМП и лечение

Тип учебного занятия:  урок изучения нового учебного материала
Вид учебного занятия:  лекция
Цели обучения, развития и воспитания:   сформировать знания о клинических проявлениях электротравмы, правилах оказания ПМП.
Обучение:   по указанной  теме.
Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)
Воспитание:  ответственности за жизнь и здоровье больного человека в процессе профессиональной деятельности.
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны:     знать  клинические проявления электротравмы, правила оказания ПМП.         .
Материально-технического обеспечение учебного занятия:           презентация, ситуационные задачи, тесты 

ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, внешний вид, наличие средств защиты, одежда, ознакомление с планом проведения занятия;
Опрос учащихся
Ознакомление с темой, постановка учебных целей и задач
Изложение нового материала, вопросы (последовательность и методы изложения):
1. Электротравма. Классификация поражений электрическим током. 
2. Клиническая картина. 
3. Оказание ПМП постра-давшему.
Закрепление материала: решение ситуационных задач, тестовый контроль  
Рефлексия: самооценка работы учащихся на занятии;  

Задание на дом: [1] стр.    [2] стр.   , 

Литература:

1. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш.шк., 2008 г.

2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 

3. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт- Петербург: Паритет, 2002 г.
4. Л.И.Колб, С.И.Леонович, Е.Л.Колб  Сестринское дело в хирургии, Минск, Выш.школа, 2007
5. Приказ МЗ РБ № 109 "Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения.
6. Приказ МЗ РБ № 165 "О проведении дезинфекции, стерилизации учреждениями здравоохранения


Преподаватель:  Л.Г.Лагодич






Тема 1.20.  Электротравма. Неотложная медицинская помощь и лечение

Вопросы:
1. Электротравма. Классификация поражений электрическим током. 
2. Клиническая картина. 
3. Оказание ПМП пострадавшему.

1. Электротравма. Классификация поражений электрическим током. 

Электротравма  (см. картинку) – это травма, полученная вследствие поражения человека электрическим током или молнией. См.видео.

Опасными для человека и приводящими к электротравме считаются сила тока превышающая 0,15А (в электросетях - 6А), а также переменное и постоянное напряжение больше 36 Вольт (в  электросетях переменное 220в, в силовых - 380 в). Последствия электротравмы могут быть самыми разными: удар током может вызвать остановку сердца, кровообращения, дыхания, потерю сознания. Почти всегда электротравма сопровождается повреждениями кожных покровов, слизистых оболочек и костей на месте входа и выхода электрического разряда, приводит к нарушению деятельности центральной и периферической нервной системы.

Виды электротравм

Электротравмы классифицируют по месту их получения, характеру воздействия электрического напряжения, характеру травмы (местные и общие электротравмы).

В зависимости от места получения, выделяют такие виды электротравм: производственные, природные и бытовые.

По характеру воздействия электрического тока электротравма может быть мгновенной и хронической. Мгновенное поражение током – это получение человеком электрического разряда, превышающего допустимый уровень за очень короткий промежуток времени. Именно такая электротравма сопровождается серьезными повреждениями, требующими реанимации и хирургического вмешательства. А такой вид электротравмы, как хроническая, возникает из-за длительного и незаметного воздействия электрического напряжения на человека. Пример – работа возле генераторов большой мощности. У людей, которые подвергаются такому виду электротравмы, наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение сна и памяти, головные боли, тремор, повышенное давление, расширение зрачков.

К тому же, принято выделять и такие виды электротравмы, как местные и общие. Местная электротравма – это ожог, электроофтальмия, металлизация кожных покровов (попадание под кожу и расплавление под действием электрической дуги мелких металлических частиц), механические повреждения. А общие электротравмы возникают при поражении электрическим током различных мышечных групп, которое проявляется судорогами, остановкой сердца, дыхания


2. Клиническая картина. 

Причинами электротравм в большинстве случаев (процентов 80-90) служит прямой контакт с токоведущими элементами электрических установок, работа с ними без предварительного снятия напряжения. Главными причинами электротравм являются халатность и невнимательность – неправильные подача напряжения и отключение источника тока, неудовлетворительное состояние изоляции.

Другими словами, причины электротравм можно систематизировать следующим образом: технические причины (неисправность оборудования, неправильная  его эксплуатация), организационные (невыполнение правил техники безопасности), а также психофизиологические (усталость, сниженное внимание).

Было замечено, что на производстве огромный процент электротравм приходится на время окончания и начала рабочих смен (пересменку), а также на утреннюю (первую) смену.  В первом случае большую роль играет фактор усталости, а во втором – особенность планирования рабочего дня: максимальное количество работ с электроустановками приходится именно на утренние часы.

Клинически электротравма имеет 2 вида проявлений: местные (как правило, глубокий термический ожог) и общие (острая легочно-сердечная недостаточность, требующая реанимационных мероприятий)


Сила тока, мА

Переменный ток 50 — 60 Гц

Постоянный ток

0,6 — 1,5

Начало ощущения - слабый зуд, пощипывание кожи

Не ощущается

2 — 3

Ощущение тока распространяется и на запястье руки, слегка сводит руку

Не ощущается

5 —  7

Болевые ощущения, судороги в руках

3yд. Ощущение нагревания

8 — 10

Руки с трудом, но еще можно оторвать от электродов. Сильные боли в руках и судороги

Усиление нагревания

20 — 25

Руки парализуются мгновенно, оторвать их от электродов невозможно. Очень сильные боли в руках и груди. Затрудняется дыхание

Еще большее усиление нагревания, незначительное сокращение мышц рук

50 — 80

Дыхание парализуется. Начало трепетания желудочков сердца

Сильное ощущение нагревания. Сокращение мышц рук. Судороги. Затруднение дыхания

90 — 100

Паралич дыхания и фибрилляция через 1-3 с.

Паралич дыхания

 




















3. Оказание ПМП пострадавшему.

Независимо от вида электротравмы (только если это не природная, в результате удара молнии) в первую очередь, оказывая помощь пострадавшему, следует любым доступным способом обесточить источник поражения: нажать на выключатель на приборе, повернуть рубильник, выкрутить пробки или оборвать электрические провода.

Оказывая помощь при электротравме, нельзя забывать о мерах предосторожности: убирать провода от пострадавшего можно только с использованием заизолированных инструментов, или с помощью любого другого, но сухого предмета, обязательно надев резиновые перчатки. Также, не защитив свои руки, нельзя прикасаться к травмированному электрическим током человеку, если не  отключены провода.

Человека, получившего электротравму общую, или местную следует положить на ровную поверхность, обязательно вызвать скорую помощь и предпринять следующие действия:

1. Проверить пульс, и при его отсутствии (остановке кровообращения) провести непрямой массаж сердца;

2. Проверить дыхание, и если его нет, провести искусственное дыхание;

Особенность!!!: сердечно-легочную реанимацию следует проводить большой отрезок времени (2-3 часа), включая все время транспортировки, поэтому оказывающих помощь требуется несколько человек. Но и при успешной реанимации, и в лечебном учреждении следует быть готовым к внезапной остановке сердца и прекращению дыхания. Показанием к прекращению реанимации являются трупные пятна.

3. Если есть пульс и дыхание, следует положить пострадавшего на живот и при этом  повернуть его голову на бок. Так человек сможет свободно дышать и не захлебнется рвотными массами;

4. На ожоги, полученные при электротравме, следует наложить повязку, обязательно сухую и чистую. Если обожжены стопы или кисти, надо проложить между пальцами свернутые бинты или ватные тампоны;

5. Провести осмотр пострадавшего на предмет других сопутствующих травм и при необходимости оказать помощь;

6. Если человек в сознании, рекомендуется давать ему пить жидкость в больших количествах;

По материалам сайта http://neboleem.net/


ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 17

Дисциплина:  Хирургия с основами травматологии
Группы: Лечебное дело
Количество часов:   4

Тема учебного занятия: Термические ожоги и электротравма  

Тип учебного занятия: практическое занятие, урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Вид учебного занятия:  самостоятельная работа, опрос, коррекция знаний, тестирование
Место проведения: 5-я городская клиническая больница
Время проведения: 4-й семестр, начало: согласно расписанию занятий
Цели:      Научить обследованию больного с ожогами и электротравмой, определению степени и площади ожогов. Сформировать навыки оказания ПМП при термических ожогах, ожоговом шоке, электротравме.
Обучение: практическим знаниям и умениям по заданной теме
Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)
Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны:   уметь применять знания клинической картины для определения степени  тяжести ожогов и электротравмы, определения площади ожоговой поверхности, диагностики ожогового шока. Уметь оказывать ПМП при термических ожогах, ожоговом шоке, электротравме, проводить туалет ожоговых ран.   
Материально-технического обеспечение учебного занятия:  перевязочный материал, хирургический инструментарий, дренажи.        

ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, внешний вид, наличие средств защиты, одежда, ознакомление с планом проведения занятия;
Ознакомление с темой, постановка учебных целей и задач
Контроль и коррекция знаний учащихся
Изложение нового материала
Демонстрация навыков по изучаемой теме
Перечень манипуляций, подлежащих усвоению:
практические знания:
00.
Перечень манипуляций, подлежащих закреплению:
практические знания: 
53. ПМП при ранах.
54. Составление набора инструментов для ПХО.
55. Туалет раны.
практические умения:
57. ПМП при электротравме.
58. ПМП при термических ожогах.
59. ПМП при химических ожогах.
60. ПМП при ожоговом шоке.
61. Туалет ожоговых ран.
Обеспечение самостоятельной деятельности учащихся по применению полученных знаний, навыков и умений
Закрепление материала: решение ситуационных задач, тестовый контроль  
Рефлексия: самооценка работы учащихся на занятии;  

Задание на дом: [1] стр. 139-148, 152-154,  [2] стр. 281-299 

Литература:
1. Колб Л. И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш. шк, 2003 г.
2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 
3. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
4. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Хирургия в тестах и задачах Практикум.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
5. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
6. Яромич И.В. Сестринское дело.- Минск: Выш. шк., 2003 г.
7. Яромич И.В. Скорая и неотложная медицинская помощь. Минск: Выш.шк., 2002 г.
8. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт-Петербург: Паритет, 2001.
9. Инькова А.Н., Исаян А.Л., Стадников А.А. Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2001 г.
10. Кабарухин В.В. Фельдшер скорой помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
11. Морозова А.Д., Конова Т.А. Хирургия.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
12. Петров С.В. Общая хирургия. Санкт-Петербург: Лань, 2002.
13. Шотт А.В. Курс лекций по частной хирургии.- Минск: Асар, 2004.
14. Частная хирургия. Под ред. Ю.Л.Шевченко.- Санкт-Петербург: Спец лит, 2002.
15. Котельников Г.П. Травматология.- Москва: АСАДЕМА, 2004.


Преподаватель:  Л.Г.Лагодич