Среднее специальное образование медицинского профиля

преподаватель ЛАГОДИЧ Леонтий Григорьевич, врач-хирург

Специальность 2-79 01 01 "Лечебное дело", профиль "Хирургия с основами травматологии"

Теоретические занятия (курс лекций), планы практических занятий

АНТИСЕПТИКА.


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 5

Дата  согласно календарно-тематическому плану
Группы: Лечебное дело

Количество часов:   2

Тема учебного занятия:     Антисептика

Тип учебного занятия:  урок изучения нового учебного материала
Вид учебного занятия:  лекция
Цели обучения, развития и воспитания:     сформировать знания об основных видах антисептики, области их применения;
об основных химических антисептиках и принципах рациональной антибиотикотерапии.       
Формирование:  знаний по вопросам:
1. Антисептика, определение. Виды антисептики: механическая, физическая, химическая, биологическая, смешанная.
2. Классификация химических антисептиков. Требования к химическим антисептикам. 
3. Принципы рациональной антибиотикотерапии.
4. Гигиеническая и хирургическая антисептика рук (стандарт EN-1500). Подготовка операционного поля.
5. Подготовка персонала к операции.
6. Дезинфекция, виды, способы. Дезинфекция медицинского инструментария, оборудования, поверхностей, уборочного инвентаря.
Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)
Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).
ПРОГРАМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны знать:   основные виды антисептики, области их применения; основные химические антисептики и принципы рациональной антибиотикотерапии.
Материально-технического обеспечение учебного занятия:    презентация, ситуационные задачи, тесты        

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, внешний вид, средства защиты, одежда, ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.
2. Ознакомление с темой, вопросами (см.ниже текст лекции), постановка учебных целей и задач - 5 минут:
4. Изложение нового материала (беседа) - 50 минут
5. Закрепление материала -  8 минут:  
6. Рефлексия: контрольные вопросы по изложенному материалу, трудности в его понимании - 10 минут.  
2. Опрос учащихся по предыдущей теме - 10 минут    
7. Задание на дом - 2 минуты.                 Итого: 90 минут.

Задание на дом: [1] стр.  24-26  [2] стр. 10-16 

Литература:

1. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш.шк., 2008 г.

2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 

3. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт- Петербург: Паритет, 2002 г.
4. Л.И.Колб, С.И.Леонович, Е.Л.Колб  Сестринское дело в хирургии, Минск, Выш.школа, 2007
5. Приказ МЗ РБ № 109 "Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения.
6. Приказ МЗ РБ № 165 "О проведении дезинфекции, стерилизации учреждениями здравоохранения


Преподаватель:  Л.Г.Лагодич




ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

Тема: Антисептика

Вопросы:
1. Антисептика, определение. Виды антисептики: механическая, физическая, химическая, биологическая, смешанная.
2. Классификация химических антисептиков. Требования к химическим антисептикам. 
3. Принципы рациональной антибиотикотерапии.
4. Гигиеническая и хирургическая антисептика рук (стандарт EN-1500). Подготовка операционного поля.
5. Подготовка персонала к операции.
6. Дезинфекция, виды, способы. Дезинфекция медицинского инструментария, оборудования, поверхностей, уборочного инвентаря.

1. Антисептика, определение. Виды антисептики: механическая, физическая, химическая, биологическая, смешанная.
Антисептика комплекс мероприятий, направленных на уничтожение  микробов, их спор и токсинов в макроорганизме. Она является своего рода инструментом в обеспечении санитарно-противоэпидемического режима в хирургическом отделении.
Для профилактики и лечения местных инфекционных болезней и сопутствующей им септикопиемии с древних времен использовали антисептические средства. Современному хирургу трудно представить доантисептичний период, когда от инфекции умирало много больных. Еще Н.И.Пирогов отмечал, что "большая часть раненых умирает не столько от самих повреждений, сколько от госпитальной заразы". В прошлом, на основе эмпирического опыта, а в дальнейшем и на основе научных исследований хирургами применялись многообразные средства для профилактики и лечения хирургической инфекции. Масштабы их применения со времен И.Ф.Земельвейса, Джозефа Листера, Н.И.Пирогова, Д.К.Заболотного начали нарастать. В первой половине ХХ века антисептики стали одними из самых распространенных средств для профилактики и лечения инфекционных заболеваний.
Антисептика имеет чрезвычайно большое значение для хирургии. Разработка антисептики как метода открыло новую эру в хирургии, дала возможность для развития новых хирургических направлений - кардиохирургии, микрохирургии, трансплантации органов, и тому подобное.
Виды антисептики
- Механическая
- Физическая
- Химическая
- Биологическая
Механическая:
- Удаление сгустков крови
- Удаление инородных тел
- Удаление омертвевших тканей
Физическая:
- Гипертонические растворы
- Гидрофильные основы
- Дренирование
- Гипертермия
- Гипотермия
- УВЧ
- СВЧ
- Ультрафиолетовое излучение
- Лазерное излучение
- Ультразвук
Химическая:
См. ниже "Группы антисептиков"
Биологическая:
- Антибиотики
- Протеолитические ферменты
- Бактериофаг
- Имуннологические средства (анатоксины, гиперимунная плазма, сыворотки, гамаглобулины)
- Неспецифические стимуляторы иммунитета
Комбинированная:
- Неорганические вещества
- Биоорганические вещества и их синтетические аналоги  
- Органические соединения синтетической природы 

2. Классификация химических антисептиков. Требования к химическим антисептикам. 
Классификация антисептиков (А.П.Красильников, 1995)
По происхождению: неорганические вещества, органические вещества (биоорганические вещества и их синтетические аналоги, органические соединения синтетической природы).
По химической структуре: галогены и их органические и неорганические производные, неорганические и органические кислоты и их производные, перекись водорода и перманганат калия, альдегиды, спирты, тяжелые металлы и их органические и их неорганические соли, красители, фенол и его производные, 8-оксихинолоны, 4-хинолоны, нитрофураны, сульфаниламиды, имидазолы, четвертичные амониевые аналоги, вышие жирные кислоты, антисептики растительного и животного происхождения, антибиотики синтетического происхождения, иммобилизованые антисептики.
По направлению действия: антибактериальные, антигрибковые, антивирусные, антипаразитарные.
По механизму действия: деструктивные, окислители, мембраноатакующие, антиферментные, антиметаболические.
По спектру антимикробного действия: универсальные, широкого спектра действия, умеренного спектра действия, узкого спектра действия.
По конечному эффекту: микробоцидные, микробостатические, микробостатично-цидные, снижающие численность микробных популяций.
По составу: монопрепараты, комплексные, многокомпонентные.
По цели: профилактические, терапевтические, профилактично-терапевтические, бинарные, многоцелевые.
По месту апликации: раневые, кожные, пероральные, офтальмологические, ЛОР, урологические, генитальные, стоматологические, ингаляционные, те, которые поступають в зону действия по кровеносной или лимфатической системе.
Классификация антибиотиков по механизму действия и химической природе
Ингибиторы синтеза бактериальной стенки: беталактамные антибиотики - пенициллины (безнзилпенициллина натриевая, калиевая и новокаиновая соли, бицилин-1 -3, -5, феноксиметилпенициллин, ампициллин, карбенициллин, карбециллин) и цефалоспорины (цефалоспорин, цефазолин цефалексин); ванкомицин.
Ингибиторы синтеза белка на уровне рибосом: аминогликозиды (стрептомицин, неомицин, мономицин, канамицин, пентамицин, сизомицин, амикацин); тетрациклины (тетрациклин, окситетрациклин, хлортетрациклин, морфоциклин, метациклин, доксициклин); нитробензолы (левомицетин); стероиды (фузидин-натрий); макролиды (эритромицин, Олеандомицин); пиранозид (линкомицин).
Ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот: рифамицини (рифамицин SV, рифампицин).
Антибиотики, которые нарушают молекулярную организацию и функции клеточных мембран: полиеновые (нистатин, леворин), циклические декапептиды (грамицидин, полимиксина М сульфат).
Требования к химическим антисептикам.
- высокая бактерицидность;
- безвредность для людей;
- неспособность вызывать повреждение обрабатываемых предметов;
- растворимость в воде;
- стойкость при хранении;
- простота применения;
- сохранение бактерицидного действия в присутствии органических веществ;
- дешевизна производства.

3. Принципы рациональной антибиотикотерапии.
Профилактика развития осложнений антибиотикотерапии и отрицательных ее последствий состоит прежде всего в соблюдении принципов рациональной антибиотикотерапии (антимикробной химиотерапии):
• Микробиологический принцип. До назначения препарата следует установить возбудителя инфекции и определить его индивидуальную чувствительность к антимикробным химиотерапевтическим препаратам. По результатам антибиотикограммы больному назначают препарат узкого спектра действия, обладающий наиболее выраженной активностью в отношении конкретного возбудителя, в дозе, в 2—3 раза превышающей минимальную ингибирующую концентрацию. Если возбудитель пока неизвестен, то обычно назначают препараты более широкого спектра, активные в отношении всех возможных микробов, наиболее часто вызывающих данную патологию. Коррекцию лечения проводят с учетом результатов бактериологического исследования и определения индивидуальной чувствительности конкретного возбудителя (обычно через 2-3 дня). Начинать лечение инфекции нужно как можно раньше (во-первых, в начале заболевания микробов в организме меньше, во-вторых, препараты активнее действуют на растущих и размножающихся микробов).
• Фармакологический принцип. Учитывают особенности препарата — его фармакокинетику и фармакодинамику, распределение в организме, кратность введения, возможность сочетания препаратов и т. п. Дозы препаратов должны быть достаточными для того, чтобы обеспечить в биологических жидкостях и тканях микробостатические или микробоцидные концентрации. Необходимо представлять оптимальную продолжительность лечения, так как клиническое улучшение не является основанием для отмены препарата, потому что в организме могут сохраняться возбудители и может быть рецидив болезни. Учитывают также оптимальные пути введения препарата, так как многие антибиотики плохо всасываются из ЖКТ или не проникают через гематоэнцефалический барьер.
• Клинический принцип. При назначении препарата учитывают, насколько безопасным он будет для данного пациента, что зависит от индивидуальных особенностей состояния больного (тяжесть инфекции, иммунный статус, пол, наличие беременности, возраст, состояние функции печени и почек, сопутствующие заболевания и т.п.) При тяжелых, угрожающих жизни инфекциях особое значение имеет своевременная антибиотикотерапия. Таким пациентам назначают комбинации из двух-трех препаратов, чтобы обеспечить максимально широкий спектр действия. При назначении комбинации из нескольких препаратов следует знать, насколько эффективным против возбудителя и безопасным для пациента будет сочетание данных препаратов, т. е. чтобы не было антагонизма лекарственных средств в отношении антибактериальной активности и не было суммирования их токсических эффектов.
• Эпидемиологический принцип. Выбор препарата, особенно для стационарного больного, должен учитывать состояние резистентности микробных штаммов, циркулирующих в данном отделении, стационаре и даже регионе. Следует помнить, что антибиотикоре-зистентность может не только приобретаться, но и теряться, при этом восстанавливается природная чувствительность микроорганизма к препарату. Не изменяется только природная устойчивость.
• Фармацевтический принцип. Необходимо учитывать срок годности и соблюдать правила хранения препарата, так как при нарушении этих правил антибиотик может не только потерять свою активность, но и стать токсичным за счет деградации. Немаловажна также и стоимость препарата.
По материалам:
http://biofile.ru/bio/10932.html

Говоря более простым языком: Когда применять антибиотики?
             Антибиотики (anti – против,  bios – жизнь), в буквальном переводе - средство против жизни, в прикладном значении – средство, убивающее микроорганизмы. 
         Cо времени своего открытия, антибиотики спасли миллионы человеческих жизней, и приобрели славу очень сильного, но очень вредного лекарства. В результате, все пациенты поделились на три большие группы. Одни принимают антибиотики только по назначению врача. Другие не подпускают эти лекарства к себе на пушечный выстрел. А третьи набрасываются на антибактериальные препараты при любом чихе. Кто из них прав?
            «Относиться антибиотикам нужно примерно так же, как к змеиному яду: мало - вылечит, много – отравит», - считает профессор Сергей Сидоренко, зав. лабораторией медицинской микробиологии и химиотерапии ГНЦ по антибиотикам. 
            Люди из второй и третьей групп неправы. Те, кто говорят «никогда», могут навредить своему здоровью, а при крайне тяжелой инфекции все равно антибиотики получат.
            А вот те, кто пьет их бессмысленно и бесконтрольно, просто опасны, причем, не только для себя, но и для окружающих, поскольку благодаря массовому применению антибиотиков у бактерий быстрее формируется устойчивость к ним. И когда лекарство действительно окажется необходимым, оно просто не подействует.
            Но люди из первой группы (прием лекарства по рецепту врача) тоже рискуют. Все дело в том, что, например, хирурги очень часто в непростых случаях назначают более длительные, чем это необходимо, курсы антибактериальной терапии, да к тому же любят назначать их в профилактических целях. А это, помимо лишних материальных затрат, ведет к формированию той же лекарственной устойчивости у микроорганизмов.
Общие правила назначения антибиотиков:
1. Антибиотики назначаются ТОЛЬКО при бактериальных инфекциях т.к. при вирусных инфекциях они не эффективны;
2. Назначение антибиотиков с целью профилактики бактериальных инфекций, «на всякий случай», для успокоения родителей или собственного успокоения  должно быть ЗАПРЕЩЕНО (мнение автора);
3. Антибиотики назначаются после идентификации возбудителя и проверки его чувствительности к антибиотикам. До получения данного результата применяются антибиотики широкого спектра действия.
4. Антибиотики назначаются в оптимальной дозе, начинают с антибиотиков широкого спектра действия, а затем, после исследования чувствительности микроорганизмов к антибиотикам, выбирается наиболее эффективный антибиотик. Дозу лучше превысить, чем занизить. Оптимальная доза предполагает не только разовую дозу, но и кратность введения;
5. Неоправданное назначение антибиотиков наносит реальный вред пациенту, особенно, детям. Врачу иногда психологически легче выписать рецепт, а не подвергать риску свою репутацию и тратить время на объяснение нецелесообразности назначения антибиотиков;

4. Гигиеническая и хирургическая антисептика рук (стандарт EN-1500). Подготовка операционного поля.
Схема хирургической антисептики рук по Евростандарту EN-1500



Подготовка рук к операции. Существует много способов обработки рук: Фюрбрингера, Спасокукоцкого-Кочергина, Альфеда. Все они имеют историческое значение. С изобретением эффективных антисептиков в настоящее время применяются ускоренные методы обработки рук:
- 1% раствор дегмина, 3 мин, двумя салфетками;
- 0,5% раствор хлоргексидина, по 2-3 минуты 2-мя салфетками;
- 2,4% раствор первомура (раствор муравьиной кислоты, приготовленные ex tempore) в 2-х тазах в течении 1 мин;
- диоцидом в течении 3 мин и спиртом - 2 мин;
- 3% раствор новосепта;
- хибискрабом по 2-3 мин 2-мя салфетками и др., в зависимости от учреждения здравоохранения
Перед обработкой этими веществами производится гигиеническое мытье рук водой и жидким мылом в течении 1-2 мин. Щетки не применяют. Руки высушивают. Затем - втирание антисептика по евростандарту
Обработка операционного поля современными методами
Обработка операционного поля
Когда больной занимает необходимое положение на операционном столе и анестезиолог даст необходимое разрешение, производят обработку операционного поля.
Для обработки загрязненной кожи сестра подает хирургу корнцанг с шариком, смоченным в эфире. После обработки корнцанг сбрасывают в таз. Затем используют корнцанг со спиртовым шариком, а после этого — два ватных тампона на палочках или инструментах, смоченных йодопироном, хлоргексидином.
После обработки антисептиком операционное поле насухо вытирают стерильной салфеткой, и хирург производит изоляцию операционного поля. Сестра подает простыню и полотенце. См.дидактический материал

5. Подготовка персонала к операции.
Облачение в стерильную одежду
Подготовка операционной бригады. Надевание операционной сестрой стерильных перчаток. Обработав руки 96 % спиртом, операционная сестра берет из бикса стерильные перчатки и надевает их таким образом, чтобы края перчаток прикрывали завязки рукавов халата. Разворачивают упаковку с перчатками (а), берут перчатку левой рукой за отворот так, чтобы пальцы не касались ее внутренней поверхности. Смыкают пальцы правой кисти и вводят ее в перчатку, заводят пальцы и натягивают на них перчатку (б), не нарушая ее отворота (в). Затем заводят под отворот левой перчатки II, III и IV пальцы правой кисти, одетой в перчатку; держат левую перчатку II, III, IV пальцами правой руки вертикально; расправляют II, III пальцами отвороты на перчатках, вначале на левой, затем на правой, натянув их на рукава. После этого перчатки протирают шариком, обработанном в спирте.

Надевание стерильной операционной одежды хирургом. После обработки рук хирург надевает стерильный халат. Операционная сестра открывает бикс и достает из него халат, затем развертывает халат лицевой стороной к себе таким образом, чтобы он не касался ее. Медицинская сестра держит халат у ворота за плечевые швы так, чтобы ее руки были прикрыты халатом. Она подает развернутый халат хирургу так, чтобы он мог просунуть в рукава сразу обе руки. Затем операционная медицинская сестра отбрасывает на плечи хирурга верхний край халата. Хирург самостоятельно или с помощью операционной сестры завязывает тесемки на рукавах. Медицинская сестра сзади натягивает халат, завязывает тесемки и пояс. Стерильную маску хирург надевает, как правило, в предоперационной перед обработкой рук.

Заключительным этапом подготовки к операции является надевание перчаток ассистентом и хирургом.
Надевание стерильных перчаток хирургом. Если операционная сестра без перчаток, то при одевании стерильных перчаток на руки хирурга она берет перчатку за манжету и кончики II и III пальцев обеих рук вкладывает внутрь перчатки. Затем растягивает манжету перчатки, а IV и V пальцы прижимает к ладонной поверхности кистей; хирург, надев перчатку, поднимает кисть вверх, а медицинская сестра, извлекая пальцы из перчатки, расправляет манжету. При одевании перчаток следует подавать их ладонной стороной к хирургу, ориентируясь по I пальцу. В заключение медицинская сестра подает хирургу шарик, смоченный спиртом, для обработки перчаток.
Если операционная медицинская сестра подает хирургу перчатки, имея на своих руках стерильные перчатки, то во избежание инфицирования своих рук она берет одеваемую перчатку за манжету кончиками пальцев, выворачивает ее, прикрыв при этом свои пальцы манжетой, а оба I пальца отводит в сторону. Перчатка должна быть повернута к хирургу ладонной стороной. Сестра расправляет манжету после того, как хирург наденет перчатку; аналогичную манипуляцию проделывает и со второй перчаткой. После одевания перчаток на хирурга она подает хирургу шарик, смоченный спиртом, для обработки.
Правила накрывания стерильного перевязочного стола. 
Цель: сохранение стерильности инструментария и перевязочного материала на столе в течбние шести часов при условии соблюдения правил асептики. Оснащение: манипуляционный стол; 1% р-р хлорамина, 2 емкости для дезраствора; биксы со стерильным бельем, перевязочным материалом, стерильные инструменты. 
Подготовка к процедуре
Надеть спецодежду: халат, шапочку, маску, перчатки.
Обработать стол ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, двукратно, начиная с рамы, затем последовательно, накладывая один мазок на другой так, чтобы не оставались промежутки между ними.
Дать высохнуть.
Вымыть руки с мылом под проточной водой на хирургическом уровне.
Надеть стерильный халат.
Выполнение процедуры
Достать сложенную в четыре слоя простыню руками в перчатках из стерильного бикса.
Накрыть поверхность инструментального стола так, чтобы края простыни свисали с него на 15—20 см с трех сторон.
Поднять два верхних слоя простыни, складывая её «гармошкой».
Закрыть последним слоем «гармошки» все предыдущие слои так, чтобы внутренняя сторона простыни находилась сверху, а края были откинуты назад от себя.
Разложить стерильный инструментарий по группам и перевязочный материал на стерильном столе с помощью стерильного корнцанга.
Прикрепить цапки за два верхних-слоя простыни.
Закрыть стол двуслойной простыней с помощью цапок так, чтобы края ее были выше на 3—5 см.
Окончание процедуры Прикрепить бирку к правой цапке с датой и временем его накрытия, поставить подпись медсестры, накрывшей стол.

6. Дезинфекция, виды, способы. Дезинфекция медицинского инструментария, оборудования, поверхностей, уборочного инвентаря.
Дезинфекция - методы и средства уничтожения болезнетворных микроорганизмов на путях передачи от источника инфекции к здоровому организму. Основная задача дезинфекции - прерывание механизма передачи инфекции обеззараживанием различных объектов (вода, пищевые продукты, предметы бытовой обстановки и др.). Изделия многократного применения, подлежащие стерилизации, перед стерилизацией подвергают предстерилизационной очистке. Предстерилизационную очистку проводят с целью удаления с изделий белковых, жировых и механических загрязнений, а также остатков лекарственных препаратов.
Дезинфицированный предмет - это предмет, на поверхности которого отсутствуют патогенные микроорганизмы.
Стерильным считается предмет, на поверхности которого отсустствуют любые микроорганизмы, а так же их споры и токсины.
Методы дезинфекции Видеоролик 
Объекты, подлежащие дезинфекции, отличаются друг от друга по их назначению и применению, по степени их зараженности, по своей значимости, структуре и консистенции, химическим и физическим свойствам, по плотности, по месту расположения и биологической форме возбудителей инфекции.
Различают следующие методы дезинфекции:
- механический,
- физический,
- химический
- биологический методы дезинфекции
Механический метод. Основу механического метода составляют: чистка предметов, влажная уборка, стирка, фильтрация, вентиляция и др. Этими методами можно освободить объекты от пыли и грязи и вместе с последними от значительного количества микробов. Так, с помощью пылесоса вместе с пылью удаляется до 98% микробов. При проветривании помещения в течение 15 минут резко уменьшается количество микробов, а через 30 минут воздух помещения почти полностью от них освобождается. Хорошие результаты дает кондиционирование воздуха. При помощи кондиционера в помещение подается воздух определенной температуры и влажности. Достоинством механического метода дезинфекции является его простота и доступность для выполнения, однако этим методом можно лишь снизить микробную контаминацию объекта, но полного обеззараживания достичь невозможно.
Физический метод. Физические методы дезинфекции подразумевают воздействие (уничтожение) на микроорганизмы различными физическими факторами. Это может быть кипячение, прокаливание, обжигание, воздействие солнечным светом, применение ультрафиолетового излучения, обдув горячим воздухом, глажка, высушивание, использование водяного пара, высушивание и даже сжигание. Как видно из перечня основным физическим методом служит термообработка, это обусловлено тем, что микробы не способны выдерживать высокие температуры. Целесообразность использования каждого вида физического воздействия определяется в зависимости от типа обрабатываемой поверхности, окружающей среды (типа помещения) или другими факторами.
Солнечный свет. Прямые лучи солнечного спектра губительно действуют на патогенные микроорганизмы. Действие это сложное, в нем участвуют высушивание, тепло и ультрафиолетовые лучи. Быстро погибают от воздействия солнечных лучей возбудители брюшного тифа, дизентерии, холеры; менее чувствительны туберкулезные палочки и споровые формы бактерий. Возбудители, находящиеся в слизи, мокроте, кале, крови и др., значительно дольше выдерживают воздействие солнечного света, чем незащищенные.
Кипячение - это самый простой и доступный метод обеззараживания, при котором возможно уничтожение всех болезнетворных микробов на многих объектах (белье, посуда, игрушки, пищевые продукты, предметы ухода за больным, деревянные и резиновые изделия и пр.). Кипячение может быть проведено в любой посуде (ведро, кастрюля, стерилизатор) на любом обогреве. При помощи кипячения в воде вещей, зараженных вшами, можно добиться полного истребления вшей и гнид в белье и других моющихся вещах в течение 15 минут, используя для этого обыкновенные баки с крышками. Более качественное уничтожение насекомых обеспечивается при использовании специальных установок. Кипячением нельзя обеззараживать шерстяные, полушерстяные, вискозные, кожаные и меховые вещи, клееные и полированные предметы во избежание их порчи.
Водяной пар. Водяной пар является наиболее эффективным дезинфекционным агентом, проникающим в глубину обрабатываемых предметов. Пар широко применяется в дезинфекционных камерах и автоклавах для дезинфекции и стерилизации в виде насыщенного водяного пара температуры 100 градусов и выше.
Высушивание. Многие патогенные возбудители не выдерживают длительного высушивания и погибают. Скорость отмирания зависит от вида микробов, их устойчивости и условий, в которых происходит высушивание. Так, например, холерный вибрион выдерживает высушивание несколько часов, а возбудители туберкулеза и стафилококки не погибают В течение 10 месяцев; споры сибирской язвы способны сохранять вирулентность многие годы.
Сухой горячий воздух. вызывает обезвоживание и свертывание протоплазмы микробной клетки. При температуре горячего воздуха 100 градусов вегетативные клетки в течение 60 - 90 минут полностью погибают. В печах Пастера используют сухой горячий воздух для обеззараживания лабораторной посуды (фарфоровой, стеклянной, металлической).
Глажение белья. Глажение белья, одежды, платья должно рассматриваться как дезинфекционное мероприятие. При длительном про-глаживании утюгом (температуры 200-250°С) тканей в их толще температура может достичь 98-170°С, при которой погибают вегетативные формы микробов, вши, гниды. Проглаживать вещи следует с обеих сторон.
Прокаливание. Способ, чаще всего используемый в лабораториях для обеззараживания стеклянных пипеток, платиновых петель, пинцетов и других мелких металлических изделий, используемых в медицинской практике, а также для обеззараживания других зараженных предметов, если их нельзя кипятить.
Сжигание. Один из надежных способов уничтожения заразного ненужного хлама. Сжигание, как один из способов физического метода дезинфекции применяется редко, так как не всегда имеются условия для сжигания. Однако, сжигание мусора, бумаги, ненужных старых обоев, тряпок, малоценных игрушек и пр. является самым лучшим и надежным способом уничтожения заразы. Кроме малоценных инфицированных предметов сжиганию могут быть подвергнуты мокрота больных туберкулезом, а также трупы животных и людей, погибших от особо опасных инфекций.
Ультрафиолетовое облучение. Ультрафиолетовое облучение применяют для обеззараживания воздуха помещений инфекционных стационаров, детских больниц, родильных домов, операционных, боксов и других помещений в целях предупреждения возникновения внутрибольничных заражений. Для этого над входом в помещение устраивают специальные "завесы из ультрафиолетовых лучей, получаемых от ламп БУВ. В помещениях такого рода лампы (из расчета одна лампа мощностью 15 Вт на 15 кубометров воздуха) используют в основном во время отсутствия людей. Длительность бактерицидного воздействия солнечных лучей может быть от нескольких минут до нескольких часов и зависит от чувствительности патогенных микробов и интенсивности данного физического фактора. При наличии людей лампы снабжают козырьками, предупреждающими попадание прямых лучей на человека. В таких случаях облучению подвергают только верхние или нижние слои воздуха. Облучение может освободить от патогенных микроорганизмов воздух и снизить обсемененность его другими микроорганизмами на 80-90%.
Химический метод. Химический метод подразумевает уничтожение микроорганизмов путем применения различных химических средств, обладающих бактерицидным, вирулецидным, фунгицидным и спороцидным эффектами. Данный метод наиболее часто применяется в практике, так как химическими средствами можно обработать практически любую веешь или поверхность без нанесения ей механического вреда. Однако существует всего несколько средств, созданных исключительно для дезинфекции. Поэтому, на практике, используются различные химические средства, применение которых определяется в зависимости от вида возбудителя, условиями окружающей среды и типом обрабатываемой поверхности.
Основные свойства, которыми должны обладать дезинфицирующие средства:
- высокая бактерицидность;
- безвредность для людей;
- неспособность вызывать повреждение обрабатываемых предметов;
- растворимость в воде;
- стойкость при хранении;
- простота применения;
- сохранение бактерицидного действия в присутствии органических веществ;
- дешевизна производства.
Биологический метод. Уничтожение возбудителей инфекционных болезней во внешней среде средствами биологической природы (с помощью микробов-антагонистов) имеет строго специфическое назначение. Они эффективны в основном для целей обезвреживания сточных вод на полях орошения и фильтрации, мусора и отбросов - в компостах, биотермических камерах и т.д. В условиях стационаров к биологическим средствам дезинфекции может быть отнесена обработка бактериофагами объектов внешней среды для профилактики внутрибольничных инфекций, обусловленных стафилококками, синегнойными палочками и др. Биологический способ применяется для уничтожения членистоногих - переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний. При этом способе в пищевые приманки добавляются культуры определенных видов патогенных бактерий и грибов, спор бацилл, грибов и вирусов, способных вызвать массовые заболевания среди насекомых. Использование бактериальных препаратов дает возможность уменьшить загрязненность внешней среды химическими препаратами. Кроме того, при применении способов химического обеззараживания не все места обитания насекомых доступны для попадания дезинфицирующих средств.

По материалам:                       http://diplomba.ru/work/129848



ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 2

Дата  согласно календарно-тематическому плану 
Группы: Лечебное дело

Количество часов:   4

Тема учебного занятия: Асептика и антисептика  

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Вид учебного занятия:  самостоятельная работа, опрос, коррекция знаний, тестирование
Цели обучения, развития и воспитания:    Научить применять знания о современных антисептических средствах в практической деятельности фельдшера-акушера. Сформировать навыки подготовки персонала к оперативному вмешательству: хирургическая антисептика рук, облачение в стерильную одежду, накрывание стерильного перевязочного стола, подготовка операционного поля.
Формирование: 
-закрепление знаний по вопросам:
1. Подготовка персонала к операции. Хирургическая антисептика рук, облачение в стерильную одежду. 
2. Правила накрывания стерильного перевязочного стола. Подготовка операционного поля.  
3. Современные антисептические средства, их применение в хирургии.
- совершенствование:
практических умений:
4.  Хирургическая антисептика рук по Евростандарту.

30. Подготвка операционного поля.
Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)
Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны знать: область применения современных антисептических средств. 
Уметь провести подготовку к оперативному вмешательству: провести хирургическую антисептику рук, облачиться в стерильную одежду, накрыть стерильный перевязочный стол, подготовить операционное поле.
Материально-технического обеспечение учебного занятия: ситуационные задачи, тесты, СИЗ, перевязочный материал.        

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, готовности к работе в стационаре хирургического профиля (внешний вид, средства защиты, одежда), ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.
2. Самоподготовка и опрос учащихся - 45 минут
3. Ознакомление с темой, вопросами, постановка учебных целей и задач - 10 минут.

4. Изложение нового материала (беседа) - 60 минут

5. Закрепление материала -  45 минут: практическая работа в учебной комнате по освоению техники манипуляций, в стационаре с хирургическими больными, в перевязочной, на посту по уходу за больными, осмотр профильных больных с преподавателем, решение ситуационных задач, тестов. 
6. Рефлексия - контрольные вопросы по изложенному материалу, трудности в его понимании - 10 минут. 
7. Задание на дом - 5 минут.                 Итого: 180 минут.

Задание на дом: [1] стр. 21-29,  [2] стр. 10-31 

Литература:
1. Колб Л. И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш. шк, 2003 г.
2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 
3. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
4. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Хирургия в тестах и задачах Практикум.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
5. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Сестринское дело в хирур-гии.- Минск:  Выш. шк, 2007 г.
6. Яромич И.В. Сестринское дело.- Минск: Выш. шк., 2003 г.
7. Яромич И.В. Скорая и неотложная медицинская помощь. Минск: Выш.шк., 2002 г.
8. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт-Петербург: Паритет, 2001.
9. Инькова А.Н., Исаян А.Л., Стадников А.А. Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2001 г.
10. Кабарухин В.В. Фельдшер скорой помощи.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
11. Морозова А.Д., Конова Т.А. Хирургия.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
12. Петров С.В. Общая хирургия. Санкт-Петербург: Лань, 2002.
13. Шотт А.В. Курс лекций по частной хирургии.- Минск: Асар, 2004.
14. Частная хирургия. Под ред. Ю.Л.Шевченко.- Санкт-Петербург: Спец лит, 2002.
15. Котельников Г.П. Травматология.- Москва: АСАДЕМА, 2004.

Преподаватель:  Л.Г.Лагодич